Город Мобильная связь побеждает

Мобильная связь побеждает

Проникновение сотовой связи в России сейчас превышает 120%. Уже в каждом втором российском доме есть сотовые телефоны и при этом нет традиционных линий связи. Всего в 15% домов в России имеются стационарные телефоны. Впрочем, эксперты отмечают, что до полного исчезновения стационарной связи еще далеко – корпоративный сектор клиентов без нее представить практически невозможно.

Мировой опыт

Мировая тенденция к снижению роли стационарной связи впервые проявила себя в США. По данным агентства Associated Press, еще в 2001 году расходы американцев на стационарную связь в три раза превышали расходы на сотовую связь. С развитием технологий сотовая связь стала намного удобнее и доступнее. В результате многие абоненты отказались от использования стационарных телефонов и теперь пользуются исключительно сотовыми.

Согласно правительственным данным, в прошлом году американцы тратили на мобильную связь в среднем $524 в год, а их расходы на проводную связь составляли $542 в год. А в этом году, как считают некоторые аналитики телекоммуникационной индустрии, американцы потратили на мобильную связь больше, чем на стационарную. При этом аналитики не брали в расчет корпоративные мобильные телефоны, так как с их учетом расходы на сотовую связь обогнали стационарную еще несколько лет назад.

Российский менталитет

Как отмечает аналитик ИК «Финам» Татьяна Земцова, аналогичное снижение интереса пользователей в России к фиксированной телефонной связи, которое наблюдается в последние годы, имеет под собой множество причин, в том числе отличающихся от американских.

«Во-первых, географические особенности РФ создают сложности формирования соответствующей инфраструктуры фиксированной связи – уровень проникновения фиксированной связи сегодня уже значительно уступает мобильной связи: для фиксированной это только около 40%, для мобильной уже около 170%, – поясняет Татьяна Земцова. – Во-вторых, стоимость установки проводного телефонного номера по-прежнему остается достаточно высокой, сама процедура достаточно сложная и длительная, необходимо ежемесячно платить абонентскую плату. В-третьих, доступность сотовой связи и ее удобство заставляют многих россиян использовать только мобильные телефоны, обладающие по сравнению с фиксированной связью рядом преимуществ, прежде всего, касающихся функционала».

Этим объясняется высокий уровень проникновения сотовой связи в стране. Как полагает эксперт, значительная часть пользователей, несомненно, продолжит пользоваться услугами фиксированной телефонной связи, прежде всего население крупных городов. Также поддержку этому сегменту будут оказывать корпоративные клиенты. «Но фактически гонку за потребителя фиксированная связь уже проиграла. Основным вектором развития рынка фиксированной связи, на наш взгляд, будет оставаться снижение конкурентоспособности и замедление темпов роста», – прогнозирует Татьяна Земцова.

Кроме чисто географических факторов значительную роль играет и ценовой фактор – такое мнение высказала специалист по связям с общественностью «МТС» макрорегион «Поволжье» Екатерина Карпова. «Если сравнивать традиционную городскую телефонию и мобильную связь, то вторая уже давно стала более доступной по цене, не говоря уже про удобство пользования», – считает Карпова.

Впрочем, как подчеркивает и.о. начальника отдела по связям со СМИ Самарского филиала «Ростелеком» Наталия Волжанская, вопрос выгоды каждый решает для себя сам.

«Здесь важно учитывать не только количество затраченных на услугу денежных средств, но и качество предоставленной услуги, удобство в использовании, целесообразность и множество других параметров. Домашние телефоны, несмотря на увеличение числа пользователей сотовой связи разных операторов, по-прежнему остаются необходимым атрибутом каждой квартиры и одним из элементов комфорта, поэтому установка такого телефона пользуется довольно большим спросом», – отмечает Наталия Волжанская.

Техническое несоответствие

Эксперты отмечают, что сотовые сети пока просто физически не могут полностью заменить стационарные. «Сотовые операторы предлагают различные варианты подключения для организации телефонных линий в офисах, однако их условия ограничивают номерную емкость и предполагают высокие тарифы. Поэтому стационарный телефон остается наиболее выгодным и востребованным средством связи и для юридических лиц. При этом есть возможность установить отдельную линию или номер на каждое рабочее место или сделать телефон офиса многоканальным», – поясняет Наталия Волжанская. По ее словам, преимущество проводной (фиксированной) связи отражено в ее названии. Это связь, организованная по линейно-кабельным сооружениям, которые находятся, в основном, в земле. Такие сооружения защищены от стихийных бедствий. При проблемах с энергоснабжением классические телефонные станции питаются от автономных электрогенераторов. Если в доме или офисе нет света, то стационарный телефон в большинстве случаев все равно будет работать. «Следующий немаловажный фактор – устойчивость соединения и качество передачи голоса. Эти показатели на сети фиксированной связи выше в разы, тем более что в последние годы практически все проводные операторы, в том числе и «Ростелеком», активно переходят на использование оптических линий связи и цифрового оборудования. И, наконец, фиксированный телефон сегодня является одним из факторов доверия физическому или юридическому лицу. Если потенциальный контрагент не пользуется фиксированной связью, а на официальных бланках указаны лишь номера мобильных телефонов, это вызывает сомнения в его надежности», – резюмирует Наталия Волжанская.

Екатерина Карпова, специалист по связям с общественностью «МТС» макрорегион «Поволжье»:

– Отраслевая специализация, когда услуги мобильной, фиксированной связи, ШПД, видеостриминга оказывались разными компаниями, себя изжила, и основной тенденцией развития отрасли стало создание интегрированных операторов. Сегодня, когда проникновение мобильной связи давно превысило 150%, модель конвергентного и универсального оператора выглядит наиболее эффективным способом ведения бизнеса, обеспечивающим стабильный рост. Фиксированная телефонная связь как услуга продолжит существовать в составе интегрированных пакетов услуг там, где она актуальна и востребована, например, корпоративными клиентами. Примером конвергентных решений для фиксированной и мобильной связи для бизнеса, доступных уже сегодня, можно назвать технологию FMC (fix-mobileconvergation), активно применяемую многими корпоративными клиентами МТС в Самарской области. Технология позволяет объединять мобильные и фиксированные телефоны сотрудников в общую корпоративную сеть, связанную единым пулом нумерации, управлять звонками, устанавливать переадресацию с мобильного на фиксированный телефон и наоборот, а также совершать звонки на мобильные телефоны по коротким номерам.

Наталия Волжанская, и.о. начальника отдела по связям со СМИ Самарского филиала «Ростелеком»:

– С момента изобретения Александром Беллом телефона стационарная связь была, остается и будет востребована. Полноценной альтернативы ей до сих пор нет. Безусловно, развитие мобильной связи повлекло за собой некоторые изменения рынка услуг фиксированной связи, но не настолько серьезные, чтобы можно было говорить об их влиянии на финансовые показатели операторов фиксированной телефонии, и уж тем более речь не идет о вытеснении. Развитие телекоммуникаций идет очень быстрыми темпами. Но общая тенденция – конвергенция телекоммуникационных услуг. Проще говоря, передача по одной сети голоса, данных и видео. Именно в целях соответствия современному направлению развития телекоммуникаций Самарский филиал ОАО «Ростелеком» в 2010 году начал строительство сети «оптика до здания» (FTTB) для предоставления пользователям универсального доступа к телекоммуникационным услугам, в том числе услугам голосовой связи (с возможностью видеозвонков), высокоскоростного доступа в сеть Интернет и услугам IP-TV. Сегодня емкость сети FTTB превышает 150 тыс. портов.

Елена Харитонова, директор по связям с общественностью Поволжского филиала ОАО «МегаФон»:

– Телекоммуникации являются одной из самых динамично растущих отраслей российской экономики. За последние 10 лет в телекоме нашей страны произошли глобальные изменения – с точки зрения технологий, клиентской базы, проникновения фиксированной и мобильной связи. Основным драйвером развития отрасли в последние 10 лет стала мобильная связь – по итогам 2010 года ее доля в структуре рынка приблизилась к 57% (в 2002 году показатель составлял 2%. Сегодня в России – самое высокое в мире проникновение мобильной связи, более 150%. Это обусловлено рядом факторов. Этому, в том числе, способствовала высокая конкуренция. От этого выигрывает клиент – он получает множество предложений по доступной цене. От этого выигрывает и государство, потому что рынок активно растет.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления