Самарский рынок терминалов моментальной оплаты, оцениваемый экспертами в 10-15 млрд рублей в год, может серьезно измениться в процессе ограничения размеров отчислений сотовых операторов в пользу владельцев терминалов. Это значит, что последним придется идти по пути диверсификации деятельности или сливаться с более крупными игроками рынка.
Урезают рентабельность
Доход владельца терминала складывается из комиссии, которую оператор связи платит за прием платежей от своих абонентов, и комиссии, взимаемой с самих абонентов, рассказала специалист по связям с общественностью ОАО «МТС» макрорегион «Поволжье» Екатерина Карпова. Но эти комиссии постоянно снижаются.
В сентябре в Самарской области завершилось планомерное снижение сотовыми операторами внутренней комиссии. МТС снизила ставку с 1% до 0,3% от суммы транзакции, до конца сентября ставка снизится до 0,1%, а ОАО «Вымпелком» (Билайн) снизило вознаграждение владельцев терминалов с 1% до 0,1%. В результате у владельцев терминалов осталась единственная возможность зарабатывать - повысить внешнюю комиссию, которая берется с абонента. Но и ее, согласно заявлениям в федеральных СМИ, операторы в перспективе могут ограничить. «В настоящее время операторы никак не влияют на размер комиссии, взимаемой платежными терминалами с абонентов», - отметила Карпова.
Сейчас, внося деньги через терминал, абонент платит в среднем 7% комиссии. Но в зависимости от суммы платежа размер процента, причитающегося терминалу, может достигать 20%. Особенно в том случае, когда вносится небольшая сумма - до 50 рублей и меньше. Соответственно, эти проценты вычитаются из той суммы, которую планировал внести абонент на счет мобильного телефона, и для операторов это недополученная прибыль.
Если операторы добьются сокращения размера комиссии, которую владельцы терминалов взимают с пользователей, это может стать колоссальным ударом по рентабельности бизнеса платежных посредников.
Сливаться и диверсифицироваться
Как отметила аналитик ИК «Финам» Татьяна Земцова, «новые ограничения, действительно, могут неблагоприятно отразиться на показателях рентабельности бизнеса». «Особенно это может быть актуально для региональных операторов, - говорит она. - Так как, согласно различным измерениям, на периферийных рынках суммы средних платежей, как правило, сравнительно небольшие - в диапазоне 20-40 рублей».
На этом фоне Земцова считает логичным активное развитие диверсификации и расширение ассортимента услуг посредников. «Здесь определенно сохраняется достаточно много направлений дальнейшего развития, многие из них опять могут быть реализованы при использовании партнерских схем с кредитными организациями - расширения предложения по различным обязательным платежам и платным услугам, - заявила эксперт. - Например, ЖКУ, штрафы, оплата электронных билетов и туристических продуктов, весьма перспективными представляются и такие направления, как пополнение депозитов, пополнение брокерских счетов и т.д.». Однако, по оценке эксперта, все же пока 67% всех платежей через терминалы приходится на оплату услуг сотовой связи. А это значит, что небольшим компаниям и частным лицам - владельцам терминалов придется уйти с рынка. «Вымывание небольших по масштабам бизнеса операторов может привести к усилению позиций крупных профильных федеральных игроков и, с другой стороны, привести к более динамичному развитию на этом рынке кредитных организаций, ориентированных на развитие розничного бизнеса», - отметила Земцова.
Развитие этой тенденции подтвердили в МТС. «Абоненты МТС в Самарской области сегодня могут оплачивать сотовую связь более чем в 10 000 точек приема платежей, из которых только 30% составляют терминалы оплаты, остальные 70% - это банкоматы, розничные магазины, салоны связи, крупные торговые сети, такие как «Перекресток», «Карусель». Причем в ряде этих мест возможно пополнение баланса без комиссии.
Впрочем, говорить о том, что терминалы становятся совсем невыгодным бизнесом, тоже неверно. Как рассказала Карпова, прием платежей от абонентов через того или иного платежного агента осуществляется на основании договора между оператором и агентом. Условия договора с каждым партнером индивидуальные и зависят от объемов принимаемых платежей и количества точек. Это значит, что, несмотря на общую тенденцию к снижению комиссий, существует определенный коридор, в котором операторы и крупные терминальщики еще могут договариваться.
Екатерина Карпова, специалист по связям с общественностью ОАО «МТС», макрорегион «Поволжье»:
- Сегодня у абонентов МТС есть большой выбор способа оплаты услуг, в том числе и без комиссии. Так, без комиссии пополнить счет абоненты МТС могут в любом из более чем 80 салонов связи МТС, в салонах связи официальных дилеров, банкоматах. Кроме того, сегодня многие абоненты МТС пользуются различными способами безналичной оплаты, позволяющими оплачивать услуги через приложение на телефоне, используя в качестве источника средств свою банковскую карту.
Татьяна Земцова, аналитик ИК «ФИНАМ»:
- Объем рынка моментальных платежей Самары, по различным оценкам, составляет около 10-15 млрд рублей. Что касается рынка в целом, то можно отметить, что на фоне дефицита традиционной финансовой инфраструктуры он развивается в России весьма динамично и сохраняет заметный потенциал роста. В 2010 году объем рынка моментальных платежей через кассы и терминалы, согласно различным экспертным оценкам, вырос примерно на 19-22% и составил около 750-770 млрд рублей.