Все больше провайдеров предлагают подключить Интернет на скорости до 8 Мбит/с. Но на деле редко когда скорость Интернета превышает заявленную. Все дело в том, что провайдер обещает максимальную скорость, которую способна обеспечить технология подключения. Но на эти параметры могут оказывать очень сильное влияние разные факторы.
Помехи на линии
Интернет представляет собой огромную сеть компьютеров и серверов, которые соединены каналами. Они обладают различной пропускной способностью, но их объединяют общие правила приема и передачи информации, так называемые Интернет-протоколы. Маршрут перемещения данных в Cети тоже постоянно меняется. Это вносит нестабильность в Интернет, поэтому абоненты зачастую могут быть уверены только в одном: если сервер с нужным сайтом работает, то на него можно попасть, но с какой скоростью – вопрос.
Интернет-провайдер держит под контролем только последний участок сети от оборудования абонента до своего оборудования, каналы и маршруты прохождения трафика вне своей сети он контролировать не может. Высокую скорость провайдер может гарантировать только при скачивании информации со своего сервера, контент-порталов и внутренних трекеров. Однако и тут скорость может снизиться. Например, в тех случаях, когда какой-нибудь популярный фильм захотят одновременно скачать несколько пользователей. Тогда нагрузка на отдающий сервер увеличится, а скорость уменьшится.
Состояние линии и ее длина также влияют на скорость Интернета, но в этом случае клиент вправе требовать от провайдера улучшить состояние линии, контролировать целостность кабелей.
Кроме того, провайдер может нарочно ограничивать скорость подключения. Абоненту гарантируют постоянное подключение и неограниченный трафик. Но скорость передачи информации может опускаться до определенного уровня, если объем переданной информации уж очень высок, или у провайдера не хватает интернет-каналов. Разумеется, тут дело в выборе более выгодного поставщика услуг.
Еще одна важная характеристика подключения к мировой сети – качество линии связи с провайдером. Как правило, основные каналы работают исправно, но в случае их повреждений, блокировки или проблем с первичными маршрутизаторами, связь происходит по резервным линиям. Их пропускная способность на порядок ниже, и, соответственно, скорость подключения падает. Узнать о таких авариях на магистралях можно, связавшись с центром абонентских услуг провайдера. Но вот скорость их устранения и восстановления нормального подключения в этом случае от абонента не зависит. Уповать стоит лишь на скорость работы монтеров.
Как рассказала начальник отдела по связям со СМИ Самарского филиала ОАО «Ростелеком» Елена Чистова, в филиале действует система мониторинга сети передачи данных, которая позволяет в режиме реального времени оценивать нагрузку на сеть и прогнозировать появление «узких» мест. «Анализ результатов мониторинга служит основой для принятия решений о направлениях развития и модернизации сети. Только за 2010-2011 годы филиал повысил скорость передачи данных по направлениям на Кинель, Богатое, Отрадный, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск», – отметила Елена Чистова.
Внутреннее недоразумение
Зачастую бывает, что проблема, влияющая на скорость, не в самом операторе, а в компьютере абонента. Одной из таких проблем, незаметной для неопытного пользователя, являются компьютерные вирусы. Многие из них настроены на установление теневых соединений с так называемыми бот-сетями. Они представляют собой совокупность персональных компьютеров, объединенных с помощью вируса в единую сеть. Как правило, ее контролируют хакеры, написавшие вредоносную программу. Использовать такие сети можно по-разному, от заработка денег до массированных информационных атак, расцениваемых как сетевой терроризм. Все эти действия так или иначе потребляют часть интернет-трафика пользователя, забирая скорость у полезных процессов. Менее опасные вирусы могут просто заниматься рассылкой спама на различные адреса через почту или социальные сети. Внешний эффект – все то же уменьшение видимой скорости подключения.
Однако эта проблема имеет решение и, притом весьма простое. Файерволы выполняют функции контроля подключений персонального компьютера к мировой Сети. С их помощью можно в любое время ознакомиться со всеми процессами Интернета, в которых принимает участие ПК. Есть и оборотная сторона медали. Неправильные настройки файервола могут сами по себе забирать значительную часть мощности машины, снижая скорость трафика. Использование этих программ предполагает предварительное ознакомление с ними и некоторые навыки работы. Никакой софт не сможет защитит компьютер, если пользователь не научится правильно его применять. Ведь определяющим звеном в цепочке любых процессов является сам владелец компьютера.
Нередко также можно встретить неправильные настройки операционной системы. Часто проблему можно решить, просто установив новые драйвера для сетевой карты. Иногда дело в неумелом обращении с программами настроек скрытых параметров системы. В конце концов, скорость может быть лимитирована используемой программой или сайтом.
Таким образом далеко не всегда проблемы со скоростью подключения носят сугубо технический характер. Для адекватной оценки положения и устранения возможных неполадок собственными силами пользователь должен просто поднимать общий уровень грамотности обращения с персональным компьютером.
Елена Чистова, начальник отдела по связям со СМИ Самарского филиала ОАО «Ростелеком»:
– Скорость доступа в Интернет может зависеть от нескольких факторов, среди которых применяемая технология доступа, производительность компьютера и другого абонентского оборудования, состояние линейных сооружений, в том числе и в квартире абонента, качество организации сети провайдера, параметры внешнего канала. Развитие сети передачи данных позволяет Самарскому филиалу ОАО «Ростелеком» предоставлять абонентам телекоммуникационные услуги, отвечающие всем современным требованиям.
Татьяна Земцова, аналитик ИК «Финам»:
– В первую очередь скорость Интернета, естественно, зависит от уровня развития инфраструктуры и технических возможностей каждого конкретного провайдера – пропускной способности канала, качества соединения, от объема текущего трафика и загруженности линии, от качества хостинга и т. д. Ну и, конечно, от выбранного тарифа. Прежде всего, это инвестиции в развитие инфраструктуры. Несомненно, в условиях конкурентного рынка, операторы стремятся повысить лояльность аудитории потребителей услуг и расширить абонентскую базу за счет оптимизации и повышения уровня качества сервиса.
Наталья Аханова, пресс-секретарь интернет-компании «АИСТ»:
– Первый фактор, влияющий на скорость Интернета, – это чисто технологические ограничения: например, ADSL-технология обеспечивает доступ не выше 8 Мбит/с, в то время как на FastEthernet доступна скорость до 100 Мбит/с. Следующий важный аспект – подключенный тарифный план. Провайдеры обычно предлагают клиентам широкую линейку скоростей доступа, и клиент волен выбирать. Очень распространенная причина снижения скорости доступа – перегруженность сайта, на который обращается клиент, а также искусственное ограничение на пропускную способность. Немаловажный фактор – аппаратные или программные проблемы на компьютере клиента: устаревшая сетевая карта, неверные настройки системы, подключение сторонних устройств (например, роутеров), вирусы, либо наличие программ, фильтрующих трафик, – брэндмауэров, антивирусников. Авария на магистральных каналах «верхнего» оператора или провайдера тоже рождает временный сбой, увеличивает нагрузку на резервные каналы и неизбежно влечет за собой временное снижение скорости доступа. Как видите, на скорость влияет много факторов. Меры, которые применяют операторы: увеличение пропускной способности каналов, постоянный мониторинг своих сетей с целью оперативного устранения неполадок. Заинтересованность понятна: выше сервис – выше удовлетворенность клиента.