Правильная концепция здравоохранения, его современная организация и проработанное законодательство могут давать больший эффект, чем финансовые вливания, утверждают эксперты. Поэтому так важен законопроект «Об основах охраны здоровья граждан», который призван стать базой для модернизации всего российского здравоохранения, и так горячи развернувшиеся вокруг него дискуссии.
Модернизация необходима
За время полугодового тайм-аута, который под давлением общественности пришлось взять депутатам, было подготовлено более 700 поправок, 197 из которых сегодня приняты. Вместе с пакетом уже принятых и готовящихся к принятию законов новый законопроект существенно расширит возможности получения гражданами высококачественной и эффективной медицинской помощи, а учреждениям здравоохранения экономическую самостоятельность.
Принятый во втором чтении законодательный акт запрещает отказывать в медпомощи, обязывает соблюдать врачебную тайну, вводит понятие «врачебная ошибка» и запрещает общение представителей фармацевтических компаний с врачами.
Важные перемены
Разграничены полномочия в сфере охраны здоровья. За органами местного самоуправления закрепляются полномочия по созданию условий для оказания медицинской помощи населению. Эти полномочия будут устанавливаться в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законами субъектов РФ. Впервые четко разделены бесплатная медицинская помощь и платные медицинские услуги. В законопроекте прописано, за какие виды медицинской помощи нельзя взимать плату с пациентов. В рамках программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи бесплатно будут оказываться все основные виды медпомощи - первичная медико-санитарная и специализированная.
Расширен спектр прав граждан в сфере охраны здоровья. Закреплено право на выбор лечащего врача общей практики и медицинского учреждения, на бесплатное пребывание родителя или законного представителя в больнице с ребенком младше трех лет и т.д. Урегулированы многие кадровые вопросы, связанные с оплатой труда медицинских работников, с поддержкой сельских медиков, с расширением и защитой прав работников медицинских учреждений.
В законопроекте есть ряд и других важных новшеств, часть из них обсуждались с представителями РПЦ — это касается искусственного прерывания беременности, применения вспомогательных репродуктивных технологий и трансплантации органов и тканей человека.
Критика законопроекта
Однако многие поправки, высказанные в ходе обсуждения в профессиональном сообществе, были отклонены. Специалисты указывают на то, что в законопроекте не предусмотрено увеличение государственных расходов на бесплатную медицинскую помощь и не установлены минимальные расходы на нее. Не прописан механизм повышения доступности бесплатных лекарств или лекарств со скидкой для нуждающихся пациентов. Законопроект не обеспечивает равную доступность медицинской помощи в разных регионах России, так как переносит часть финансовой нагрузки на сами регионы, многие из которых не справляются с финансированием даже уже существующих госгарантий. Также не введена индексация труда медицинских работников, и не прописаны нормы по развитию непрерывного последипломного образования, при этом предусмотрена отмена интернатуры и ординатуры для врачей первичного звена. Не предусмотрена также система контроля за качеством медицинской помощи.
Очевидно, что проблем в здравоохранении России еще немало, и работы в этом направлении непочатый край. Обсуждаемый законопроект является, несомненно, шагом вперед на пути реформирования российской медицины. Однако важно, чтобы базовые положения в нем были проработано настолько, чтобы медики могли им руководствоваться не одно десятилетие.
Ольга Борзова, председатель комитета по охране здоровья Госдумы РФ:
- Изменений в законопроекте, по сравнению с действующими «Основами», очень много. Дополнены принципы охраны здоровья. Помимо прежних их еще четыре: недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, соблюдение врачебной тайны, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи и приоритет охраны здоровья детей и матерей.
Леонид Рошаль, директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор:
- По итогам длительных обсуждений в Госдуме в законе были учтены около 100 предложенных поправок, значительно улучшающих суть закона и защищающих как пациентов, так и медиков.
Гузель Улумбекова, руководитель Института проблем управления здравоохранением:
- В законопроекте не установлена ответственность руководителей управления здравоохранением всех уровней за состояние здоровья населения и эффективность расходования бюджетных средств.