Вопрос реконструкции самарской набережной всегда был больше чем вопрос строительных работ. Это и политика, и торговля, и индустрия развлечений. Набережная - место, где существует «своя жизнь», куда хотя бы раз в год приходит каждый житель Самары, получает эмоции и оставляет деньги. К такому порядку вещей все мы привыкли. Но сегодня самый дорогой участок земли в городе, как с точки зрения стоимости, так и с точки зрения душевных привязанностей, потребовал к себе нового отношения. Городские власти такую попытку предприняли: провели реконструкцию и изменили свои отношения с бизнесом.
Самарская набережная - гордость города
Если говорить о доходности набережной, надо сказать, прежде всего, о том, что этот показатель менялся только в зависимости от персоны мэра. Самую высокую доходность она имела при Георгии Лиманском, способствовавшем увеличению квадратных метров, пригодных для ритейла. Точные цифры пополнения городской казны от аренды площадей на набережной в летнее время не знает никто. Однако аналитики рынка недвижимости оценивали ее доходность, исходя из стоимости аренды 1500 рублей за квадратный метр. К сведению, площадь 1-й и 2-й очередей набережной около 240 тысяч квадратных метров. Разумеется, не вся площадь пригодна для аренды, тем не менее можно считать, что при минимуме затрат набережная давала городу доход, сравнимый с доходом торгово-развлекательного центра (более 100 миллионов рублей в месяц).
И вот теперь, когда новую набережную без дешевого пива и развлечений посетило подавляющее количество жителей Самары, а работы по ремонту и реконструкции оценили все средства массовой информации, руководитель департамента по строительству и архитектуре г.о.Самара Сергей Рубаков, вероятно, по общему решению первых лиц города, вышел к общественности с вопросом: что делать с самарской набережной дальше? Ведь на очереди – очередная реконструкция, сметно-проектировочные работы, серьезные затраты, вероятно, кредиты.
Как сообщил чиновник, стоимость проекта, разработка которого будет завершена к марту-апрелю следующего года, будет составлять около 300 млн рублей. «В любом случае благоустройство 2-й очереди вызвало много споров, суждений, реакций. Поэтому сейчас для нас важно услышать мнение общественности, посоветоваться с горожанами в вопросе их предпочтений, услышать их замечания для успешной работы в дальнейшем. Понять, насколько самарцы оценивают сегодняшний вид набережной и хотят ли ее дальнейшего преобразования» - цитата Сергея Рубакова.
Руководитель департамента взял на заметку ряд прозвучавших предложений. Например, о проведении конкурса среди художников по стилистическому оформлению набережной. Ведь на ней могут появиться скульптурные ансамбли, вполне возможна и круглогодичная работа. Также Рубаков заверил, что при определении поставщика материалов для капитального ремонта приоритет будет отдаваться местным производителям. А также пообещал, что проектные и строительные работы будут вестись максимально открыто.
К сведению
В 2011 году на самарской набережной были произведены следующие работы:
укреплены стены набережной как стратегически важного гидротехнического сооружения;
полностью отремонтирована дождевая канализация;
обновлены клумбы и аллеи;
установлены 173 новых фонаря, дизайн которых восстановлен по эскизам пятидесятилетней давности;
сооружен «поющий» фонтан;
размечены велосипедные дорожки;
расходы по содержанию и эксплуатации обновленной набережной ежегодно составляют более 20 миллионов рублей.
Компетентное мнение
Сергей Рубаков, руководитель департамента строительства и архитектуры г.о. Самара:
- Одной из главных заслуг в рамках проделанных работ можно назвать то, что нам удалось убрать с набережной большое количество объектов потребительского рынка. И со стороны горадминистрации мы постараемся сделать все возможное, чтобы эти объекты больше не появились. Кстати, стоит отметить, что, когда прошел демонтаж всех ларьков, набережная стала даже визуально больше, и открылась широкая перспектива берега Волги.
Сейчас мы рассматриваем варианты по благоустройству 1-й и 3-й очередей. В перспективе также реконструкция 4-й, однако там есть тоже свои сложности, к примеру, силикатный завод (СИЛК), который никак не удается вынести за черту города. Сейчас мы совместно с минимущества и минстроем ведем переговоры с собственником. Однако пока безрезультатно. Владелец ждет со стороны города компенсации, однако, мне кажется, этим должен заниматься будущий инвестор, ведь площадка весьма привлекательна. Здесь можно реализовать проекты высокого уровня, будь то жилищное или коммерческое строительство. Сейчас есть две предпроектные работы по продлению набережной от силикатного завода в сторону улицы Шмидта. Также ведутся разговоры о возможном продлении набережной в сторону стрелки Волги и Самарки, так как мы надеемся, что чемпионат мира по футболу 2018 года посетит областную столицу, а в этом случае облагородить эту местность - прямая задача горадминистрации и области.
Кстати, со следующего года Самарский речной порт будет открыт и для иностранных судов. В связи с этим было бы неплохо, если бы первое место, где бы оказались иностранные гости, приятно выглядело.
Есть мнение
Ольга Юркевич, главный редактор еженедельника «Новости рынка недвижимости»:
- Я не могу сказать от имени всех читателей газеты «Новости рынка недвижимости», а лишь попытаюсь изложить то, что удалось систематизировать в результате опроса наших экспертов. Сразу надо сказать, что экспертами мы считаем и представителей бизнеса, и обычных граждан. Кстати, отвечая на наш вопрос: «Какой должна быть самарская набережная?» – эксперты напоминали нам о том, что они в первую очередь горожане, и им не безразлично лицо города.
В вопросе реконструкции и последующего функционирования набережной эксперты из числа бизнесменов, вопреки законам бизнеса, считают, что набережная не должна быть доходной. Они видят ее как культурно-спортивную площадку с променадом и мини-фудкортами, зонами, свободными от тяжелого алкоголя, но с наличием пива высоких сортов и марок. Мнение бизнесменов и обычных граждан сошлось в одной точке однозначно: возвращаться к «пивному» прошлому никак нельзя.
И те и другие полагают, что набережная должна быть обновленной во всех смыслах. При этом даже поступают конструктивные предложения. Звучат идеи о том, что следует пойти по пути Европы и вынести места массового отдыха, с демократическими напитками и ценообразованием, за черту города и жилой зоны - на острова. Такая практика вполне осуществима и с успехом применяется на Ибице, в Крыму, Хорватии, Италии. Что же касается качества работ набережной, никто не выразил сомнения в правильности выбора материалов и поставщиков. Главное, что дело было сделано, и оценка за это поставлена удовлетворительная.
Армен Арутюнов, блогер, журналист:
- У представителей интернет-сообщества в первую очередь возникает вопрос по поводу покрытия, которое применялась при реконструкции 2-й очереди набережной. Вызывает споры и опасения уместность покрытия. Его считают довольно хрупким и неспособным пережить зиму. Может, в этом вопросе стоит обратиться к уже испытанным материалам и при реконструкции следующих очередей применять натуральную брусчатку? Также поступает много вопросов по поводу озеленения, в частности, по какому принципу вырубались те или иные деревья. Потому что после открытия можно было видеть оставшиеся сухостои.
Объекты торговли спиртными напитками также вызывали нарекания, и пользователи с воодушевлением встретили их демонтаж. Если все-таки пивные ларьки и появятся, то нужно, чтобы они имели временный характер, устанавливались непосредственно на пляже и могли легко демонтироваться. На мой взгляд, что касается реконструкции в целом, то ее следует осуществлять в комплексе с реновацией всей улицы Максима Горького, с последующей реставрацией зданий. Самые большие надежды горожане возлагают на возможное объединение 1-й и 2-й очередей. Конечно, со стороны ГРЭС это сделать не получится, тогда - по Волжскому проспекту.
Нина Дюкова, блогер:
- На протяжении всего времени, когда проводилась реконструкция, я вела фоторепортаж и выкладывала на блоге отчеты о ходе работ. Хотелось бы отметить, что это вызвало большой отклик среди посетителей Интернета. Как только началась реконструкция 2-й очереди, многие высказывались в том смысле, что как таковой ремонт был ни к чему. Но я долгое время занимаюсь фотографированием города, и у меня накопился довольно большой архив. Я выложила пост с фотографиями за 2008 год. И после этого люди стали понимать, что, действительно, реконструкция - необходимая мера. Потому что набережная, с ее буграми на асфальте, бордюрным камнем, который пошел волнами, не говоря уже о нижнем ярусе опорной стены, где было просто неудобно и опасно ходить, находилась в плачевном состоянии.