Город Самарская археология: находки и потери

Самарская археология: находки и потери

На минувшей неделе фактами, связанными с археологией, пестрели как федеральные, так и региональные новостные ленты. В Санкт-Петербурге проходил совместный съезд археологов и любителей приборного поиска. Ученые требовали ужесточить наказания для черных копателей с металлоискателями. В Самаре же начался суд над двумя археологами, которые обвиняются в том, что «освоили» деньги заказчиков, раскопав только два из трех объектов, исследования которых были профинансированы. На этом фоне СМИ осталась незамеченной археологическая конференция, прошедшая 28 января в музее им. Алабина.

А зря. На ней ученые рассказали много интересных вещей, связанных как с историей, так и с современностью. Например, выяснилось, что новостройки Кошелева стоят на древних могилах венгров, а средневековый город на Самарской Луке, известный под названием Муромский городок, сильно пострадал от разрушений.

На археологических конференциях я не был уже несколько лет. С тех пор многое изменилось. Нормой стали проекторы и ноутбуки, пришедшие на смену громоздким иллюстрациям. Технический прогресс налицо. Есть и печальное наблюдение, связанное с тем же техническим прогрессом. В дискуссиях в качестве аргументации часто упоминаются вещи, фотографии которых подсмотрены в Интернете на ресурсах «черных» археологов. Увы, многие вещи специалисты могут увидеть только там. Собственных же полевых исследований становится все меньше из-за скудности финансирования этих дорогостоящих работ. Тем не менее, на конференции по итогам последних полевых сезонов было представлено несколько интересных открытий, дополнивших картину жизни людей в Среднем Поволжье в разные эпохи. Предлагаю вашему вниманию несколько сюжетов, связанных с открытиями тех археологов, которые прошлым летом копали, а не воровали.

Кошелевские дома и «Икеа» построены на могилах венгров

Во время строительства жилого района «Крутые Ключи» было разрушено не менее четырех погребений древних венгров. Дети из прилегающих к стройке районов принесли в музей им. Алабина ряд предметов, которые обычно попадаются археологам именно в могилах мадьяр этого европейского народа. Теперь коллекция музея пополнилась саблей, деталями портупеи, ножом, фрагментами удил и 11 железными наконечниками стрел. Но, увы, сами могилы были безвозвратно разрушены в отсутствие археологов застройщиками, которые не обратили внимания на захоронения во время земляных работ. А возможно, просто не захотели обращать внимание ученых на находку, так как не заметить не только человеческие, но и лошадиные кости (древних венгров часто хоронили с конями) довольно трудно. Тем более что в венгерских могилах довольно регулярно встречаются серебряные и золотые украшения. Они и могли стать одной из главных причин, которая наряду с обычным строительным авралом сыграла свою роль в том, что о находках археологи узнали только в 2010 году. Несмотря на то, что памятник археологии начал разрушаться еще в 2007. Теперь много ценной информации об этом пока мало изученном этапе истории Поволжья безвозвратно утеряно для науки, потому как сами погребения навсегда утрачены до того, как были тщательно исследованы научными методами и задокументированы.

Откуда же древние венгры появились в наших краях?.. Еще в 1970-е годы погребения с похожими находками были обнаружены на 116 километре, а в прошлом десятилетии схожее захоронение было найдено в Волжском районе области. Дело в том, что именно на Средней Волге и в Приуралье находилась так называемая «Великая Венгрия». И отсюда предки венгров перекочевали на территорию нынешней Восточной Европы, серьезно обеспокоив жившие там уже европейские народы. Если поволжские и приуральские археологические находки, связанные с историей этого народа, датируют концом VIII-IX вв., то в Европе Королевство Венгрия появилось в X-XI вв.

Перебравшись с берегов Волги на берега Дуная, воинственные венгры немало напугали европейцев. По одной из версий, благодаря одному из названий венгров «угры» в европейском фольклоре появились великаны и людоеды огры. Например, голливудский мультгерой Шрек был именно таким чудовищем. Впрочем, на новой родине венгры остепенились. В 1235-1236 годах даже была предпринята попытка обратить оставшихся на берегах реки Этиль венгров в христианство. Венгерский монах-доминиканец Юлиан даже нашел своих восточных братьев где-то на берегах Волги в двух днях пути от большого булгарского города, которые как раз и находились в среднем течении Волги и около впадения в нее Камы. У волжских «венгров» тогда еще сохранялись предания об уходе части их народа на запад. Но в 1236 году Волжская Булгария полностью была разорена монголами, и следы венгров на Волге окончательно затерялись в истории. Теперь открыть заново эти страницы может помочь только археология, но при таком варварском отношении к сохранившимся останкам предков современных венгров мы рискуем не узнать новой информации о них никогда.

«Святилище» под Кировским мостом

Минувшей осенью еще об одном археологическом объекте стало известно благодаря строителям. При возведении Кировского мостового перехода на левом берегу Самарки была исследована довольна странная конструкция. К счастью, несмотря на стройку, в этом случае археологов на место проведения земляных работ все-таки пригласили. И им удалось досконально изучить то, что осталось от этого сооружения. Находок на территории раскопа было довольно мало. Здесь были обнаружены в основном осколки глиняной посуды, лишь один из которых выделяется из общей массы. Предполагают, что это ручка амфоры. Более интересны не артефакты, извлеченные из земли, а сама конструкция. Площадка была огорожена ровиком. Такое часто встречается в погребальных курганах, но никаких следов курганной насыпи ученым обнаружить не удалось. Авторы исследования (впрочем, довольно осторожно) называют объект святилищем. Похожие постройки есть на Дону, но они всегда связаны с захоронениями. На самом деле неизвестно, были ли здесь захоронения, так как значительная часть раскопанного объекта была разрушена при строительстве моста еще до того, как к работе приступили археологи. Трудности возникают и с определением возраста этого памятника. Исследователи относят его к I тысячелетию нашей эры, но сказать что-то определенное по поводу его более точного возраста и культурной принадлежности затрудняются. Вскоре должны появиться результаты радиоуглеродного анализа, проведенного учеными, и объект можно будет датировать более точно.

Могила без хозяина

Куда более богатыми на уникальные находки стали раскопки в Елховском районе, проведенные прошедшим летом. Здесь под курганной насыпью среди обычных погребений было найдено довольно необычное для нашего региона сооружение – кенотаф. Под этим греческим термином скрывается могила, в которой не захоронен умерший, при этом у нее есть все признаки именно захоронения. Кенотафы в древности чаще всего сооружали, если человек погибал вдали от дома или же его труп невозможно было захоронить. Например, если тело было увезено врагами. Нужно заметить, что этот обычай распространен до сих пор. Очень знаменит лондонский кенотаф, который был возведен в память о британских солдатах, погибших на чужбине во время Первой мировой войны.

Кенотаф, обнаруженный под Елховкой, датируется бронзовым веком и относится к срубной культуре. В современной исторической литературе племена срубной культуры, современников египетских фараонов эпохи Нового царства, принято отождествлять с индийскими или иранскими народами. Считается, что именно отсюда из Восточной Европы, в том числе и из волжских степей, они вторглись на территорию современных Ирана и Индии, создав там новые государства, прямыми наследниками которых являются эти современные страны.

Елховский кенотаф отличался довольно богатым инвентарем. Похоже, эта символическая могила была сооружена в память о знатном мужчине. В ней кроме стандартных глиняных горшков находился каменный шлифованный топор, бронзовый нож и остатки костяной рукояти с резным орнаментом. Последний предмет, возможно, мог быть ручкой некоего жезла, символизировавшего высокое положение умершего на социальной лестнице. Находки такого рода в Самарской области единичны.

Город, разрушаемый заново

Печальные вести пришли с одного из самых уникальных памятников археологии, находящихся на территории Самарской губернии, Муромского городка. Жители этого крупного богатого средневекового города на южной границе государства Волжская Булгария во многих отраслях стали новаторами для наших земель. Например, именно на Муромском городке были построены первые каменные здания на территории Самарской области. Более того, в них были даже полы с подогревом.

Из года в год это уникальное место на западе Самарской Луки страдало от распашки и бесконечных набегов «черных» археологов с металлоискателями. Но этим дело не ограничилось. Оказалось, что осенью 2010 года здесь кто-то крайне неаккуратно выдернул трубу, проходившую по всей территории городища, при этом капитальные земляные работы остались незамеченными.

Труба была проложена через всю территорию городища еще в 1943 году, когда мало кто задумывался об охране памятников. Она практически не функционировала, но полтора года назад кто-то о ней вспомнил и решил поживиться металлом. Теперь Муромский городок прорезает длинная траншея, которая затрагивает несколько частей. В том числе и территорию Внутреннего города – самое его сердце. Археологи в последние десятилетия старались не трогать без веских причин эту его часть.

Ученым удалось разбить лишь небольшой раскоп у покалечившей уникальный памятник траншеи. Он был достаточно богат на находки. Кроме этого были обнаружены объекты, связанные с черной металлургией.

В 1236 году Муромский городок был стерт с лица земли войсками монголов. Теперь археологи вот уже почти столетие по крупицам собирают данные о нем. Но огромная канава заново разрушила значительную часть города. Будем надеяться, что областное Министерство культуры, в котором известно о произошедшем, не оставит инцидент без внимания.

Первые русские Самарской Луки

В прошедшем году были продолжены исследования православного могильника у села Малая Рязань. Исследованные десятки захоронений интересны тем, что, вероятно, они сделаны одной из самых первых групп русского населения, появившихся на Самарской Луке. Русскими в современном понимании этого термина считать погребенных нельзя, так как в то время, когда были сделаны захоронения, этот народ только формировался из древнерусской народности. Тем не менее, скорее всего, эти люди пришли именно с территории одного из русских княжеств того времени. А вернее, с большой долей вероятности, их пригнали сюда золотоордынцы, чтобы хозяйственно обеспечивать один из важнейших торговых путей – Волжский.

Погребения относят к XIV веку - эпохе, называемой в летописях Великой замятней.

В это время в Золотой Орде постоянно менялись правители и происходило множество военных конфликтов. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что среди погребенных очень высок процент взрослых мужчин, в том числе и скончавшихся от боевых ранений. Женщин же, напротив, непропорционально мало, несмотря на множество погребенных детей. Этот интереснейший памятник требует дальнейших исследований, которые откроют новые страницы русской истории Самарского Поволжья. Не исключено, что рядом с кладбищем удастся найти одну из первых христианских церквей, построенных на нынешней территории области.

Автор: Андрей Кочетков

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Придется снижать цены»: миллиардер — о том, что ждет рынок недвижимости в 2025 году
Анонимное мнение
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
«Ипотеки нет»: какие остались способы купить квартиру при новой ставке ЦБ
Анонимное мнение
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
«Всё просто — американцы делают деньги»: забугорный праздник Хэллоуин — глазами эмигрантки из Самары
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления