В 2012 году в Самаре должно закончиться строительство одного из самых масштабных проектов в регионе — Кировского мостового перехода. В этом же году начнутся подготовительные работы к возведению еще одного моста через реку Самару — Фрунзенского. После окончания строительства мосты помогут перенаправить транспортные потоки внутри города и разгрузить уже существующие мосты.
«Наличие развитой транспортной системы является обязательным условием интеграции экономики России в мировое сообщество, - считает министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Николай Синельников. - Однако это не станет реальностью без развития соответствующей инфраструктуры: строительства и ремонта дорог, модернизации аэропортов и аэродромов, речных и морских портов, железнодорожного путевого хозяйства». По словам министра, реконструкцию объектов инфраструктуры необходимо производить комплексно: несмотря на то, что такой подход значительно дороже, в конечном итоге он обходится государству дешевле. Мостовой переход «Кировский» является примером такого комплексного подхода.
Уникальный мост
Еще до своего появления Кировский мост стал визитной карточкой региона. Ввод Кировского даст толчок к развитию территории, перенаправит транзитные потоки внутри города. Он сможет пропускать от 40 до 70 тыс. автомобилей в сутки. Общая протяженность строящегося мостового перехода - почти 11 км. Стоимость строительства - более 12 млрд рублей.
Такая масштабная стройка не обошлась без новаторских решений и технологий. Как рассказал заместитель генерального директора ЗАО «Астроликс» Илья Венедиктов, при строительстве дорожного полотна использовались армирующая геоткань и геосинтетические бетонные маты, с помощью которых укреплялись откосы подтопляемой части насыпи. Инкоматы внешне напоминают обычные матрасы, они изготовлены из высокопрочного синтетического материала, внутрь закачивается бетон. Расчетный срок службы такого материала - 120 лет. Их укладывают быстрее привычного железобетона, и стоит это почти на 20% дешевле. Общая площадь бетонной подушки, созданной из инкоматов, составит 250 тыс. кв. м. «Мы разрабатывали эту технологию совместно с немецкими специалистами, - рассказал Илья Венедиктов. - В России в таком масштабе эта технология используется впервые».
Строительство самого Кировского моста уникально. Это один из пяти крупнейших вантовых мостов в России. Ванты - сплетенные стальные канаты, одетые в пластиковую оболочку, - принимают на себя всю тяжесть моста. Только так можно удержать пролет длиной 170 м.
Комплексная модернизация
Планируется, что следующим этапом после введения мостового перехода в эксплуатацию будет реконструкция участка проспекта Кирова.
«Мы должны закончить проектирование в конце этого - начале следующего года и передать проект на экспертизу, - отметил главный специалист ОАО «Гипростроймост» Вячеслав Кузнецов. - Экспертиза будет идти два месяца. После получения положительного заключения во втором квартале можно будет начать реконструкцию этой части проспекта Кирова».
Напомним, что проект начали претворять в жизнь еще в 2007 году, но из-за кризиса его финансирование было приостановлено. Теперь в него вдохнут новую жизнь. «Сегодня мы уже заканчиваем проектирование этой части проспекта Кирова, - отметил Николай Синельников. - Часть трассы до Заводского шоссе мы сделаем в первую очередь». Кроме того, по словам министра, объявлены торги по созданию проектной документации транспортной развязки на пересечении ул. Ново-Садовой и пр. Кирова. «В дальнейшем мы будем стремиться к тому, чтобы реконструировать весь проспект», - заявил Синельников.
Внимание центра
В конце года строительную площадку Кировского мостового перехода посетил замминистра транспорта РФ Олег Белозеров. Также в Самару прибыл глава Федерального дорожного агентства министерства транспорта РФ Анатолий Чебунин. Вместе с московскими гостями на объекте побывали министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Николай Синельников, депутат Госдумы РФ Александр Хинштейн и генеральный директор ЗАО «Волгоспецстрой» (подрядчик строительства мостового перехода «Кировский») Алексей Чигенев.
Оценив ход работ, Олег Белозеров отметил, что мост строится с небольшим опережением графика.
«Сейчас мы сдаем железнодорожный путепровод, готовы два автомобильных путепровода, мост через реку Черную», - рассказал членам делегации Алексей Чигенев.
По словам Олега Белозерова, на окончание строительства мостового перехода из федерального бюджета будет направлено еще 860 млн рублей.
«Здесь очень активная, слаженная команда, в которую входят и депутаты Государственной думы, которая хорошо работает над улучшением транспортной составляющей», - заметил Белозеров.
Он также подчеркнул, что область может надеяться на федеральную поддержку по строительству Фрунзенского моста.
Помимо стройплощадки Кировского моста, замминистра посетил площадку, где в будущем развернется строительство моста в продолжение ул. Фрунзе. Строительство этого моста очень важно для региона. Этот мост возьмет на себя часть трафика сильно загруженного сегодня моста по ул. Главной. Напомним, что мост по ул. Главной - один из старейших в Самаре. Кроме того, он требует срочной реконструкции.
Проект Фрунзенского
Общая протяженность строительного участка Фрунзенского моста составит 2,7 км. На новом мосту будет 6 полос автомобильного движения. Ориентировочная стоимость первой очереди строительства Фрунзенского мостового перехода (от ул. Фрунзе до ул. Шоссейной, включая транспортные развязки) составит 12 млрд руб. В 2012 г. в областном бюджете уже предусмотрено 300 млн руб. на подготовительные работы по освобождению территории строительства, выносу коммуникаций и выкуп земельных участков.
В начале ноября была завершена корректировка проектной документации первого этапа возведения мостового перехода «Фрунзенский», 18 ноября этого года она была сдана в ФАУ «Главгосэкспертиза России» Москвы. В это же время началось резервирование земель в Волжском районе для строительства III и IV очередей мостового перехода. Земельный участок под возведение моста и дороги, общей площадью более 156 га, зарезервирован на 7 лет. Кроме того, утвержден перечень территорий, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Строят дороги
Продолжается модернизация транспортной инфраструктурыТолько в рамках капитального ремонта и ремонта улично-дорожной сети Самары в 2011 году освоено 308,9 млн рублей. Отремонтированы улицы Литвинова, Макаренко, Полевая, Самарская, проспект Масленникова, Зубчаниновское шоссе. На ремонт дворовых территорий и дворовых проездов в этом году потрачено 820,9 млн рублей. За счет этих средств было отремонтировано 571,5 тыс. кв. м асфальтового покрытия.
Всего в 2011 году на строительство, реконструкцию и ремонт автодорог в регионе выделено более 6,3 млрд рублей. В том числе 3 млрд рублей из федерального бюджета. В этом году отремонтировали 94 км участков автодорог, ввели в эксплуатацию 78,6 км. Особое внимание уделялось ремонту и строительству автодорог, связывающих Самару с другими региональными центрами и областными муниципалитетами. В частности, был реконструирован участок автодороги Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград в Волжском и Красноармейском районах области. Протяженность отремонтированного участка - 20,5 км.
Дорога обеспечивает регулярное транспортное сообщение между Самарой и Саратовом, а также связывает Волжский, Безенчукский, Красноармейский и Пестравский районы области.
Завершена реконструкция трех пусковых участков в Кинель-Черкасском и Похвистневском районах. Закончен ремонт обводной автодороги от трассы «Урал» до дороги Самара-Волгоград в Кинельском и Волжском районах.
Фото: Игорь Казановский