Город Стилевое разнообразие в архитектуре Самары

Стилевое разнообразие в архитектуре Самары

Архитектурное наследие Самары, собранное за полтора века, включает в себя произведения практически всех основных стилей российского зодчества этого периода. Мы расскажем о стилевом разнообразии в самарской архитектуре, основных тенденциях прошлого и настоящего, а также истории развития города на Волге.

С момента основания крепости Самара можно выделить четыре основных этапа развития города. Первый этап начинается с основания князем Григорием Засекиным крепости и заканчивается в 1851 году, когда город обрел статус губернского центра. Этому предшествовал один из крупнейших пожаров за всю историю Самары, который практически полностью уничтожил все постройки, которые были в уездном городе. Осталось совсем немного зданий, относящихся к тому периоду. Зато новый этап стал одним из самых богатых в архитектурном отношении.

С 1851 года и до революции 1917 года Самара активно развивалась, шагая в ногу со столичной модой, которая, в свою очередь, ориентировалась на передовые тенденции в европейской архитектуре. Классицизм успел проявиться здесь лишь в виде нескольких зданий, зато довольно широко представлен историзм, свойственный второй половине XIX века: неорусский стиль, псевдомавританский, неоготика. Особенно ярко заявил о себе стиль модерн, как губка впитавший традиции прошлого. Несмотря на то, что большая часть зданий, естественно, по уровню соответствует провинциальному городу, здесь встречаются и постройки, вполне достойные столиц. Связано это, в первую очередь, с тем, что для Самары проектировали такие именитые архитекторы, как Федор Шехтель, Александр Зеленко, Александр Фон Гоген, а так же самарцы: Дмитрий Вернер, Александр Щербачев, Зельман Клейнерман и другие.

Революция на несколько лет приостановила процесс развития российской и самарской архитектуры, вырвав ее из общемирового контекста. Первое крупное сооружение в городе появилось лишь в 1923 году. Им стало здание управления Самара-Златоустовской железной дороги на нынешней Комсомольской площади. Через несколько лет появились и первые жилые дома. Самара активно строилась в первые пятилетки. Причем если в первой четверти ХХ века мы можем отметить постройки столичного уровня, то в 1930-х смело можно сказать о появлении первых шедевров, не имеющих аналогов в мировой архитектуре. Таковым, в частности, является здание фабрики-кухни завода им. Масленникова, построенное по проекту Екатерины Максимовой. Это не единственный в мире дом в форме серпа и молота, но однозначно лучший по исполнению. Конструктивизм довольно быстро сменился «сталинским ампиром». Смена эта отчетливо видна на многих зданиях. Конструктивистские объемы и свойственная этому стилю расстекловка часто сопровождается рустованным фасадом и иными декоративными элементами сталинской классики.

Следующая яркая страница самарской архитектуры приходится на 1960-1980 годы. Появляется новый генеральный план развития города, а такие архитекторы, как Ваган Каркарьян, Алексей Моргун, Юрий Храмов и другие, украшают город своими индивидуальными проектами.

В 1990-х начинается кризис. Сначала это сказывается на количестве строящихся в городе зданий, а затем и на их качестве. Тем не менее, 90-е, в отличие от начала XXI века, запомнились яркими стилизациями и сравнительно бережным градостроительным подходом к городскому пространству.

Совсем иначе обстояло дело в 2000-х годах, когда высотность, количество квадратных метров жилья и дешевизна стройматериалов стали главными критериями, отодвинув на второй, а то и третий план архитектурную ценность проектируемых и строящихся зданий. Бум точечного строительства, варварское уничтожение объектов культурного наследия и отсутствие какой-либо градостроительной политики — основные тенденции этого периода. Несмотря на это, в Самаре продолжают появляться качественные проекты, в том числе и в историческом центре города.

В целом, такое многообразие архитектурных стилей, как в Самаре, встречается во многих губернских центрах, однако по плотности и сравнительной сохранности застройки разных периодов наш город качественно отличается от многих соседей. Чтобы убедиться в этом, достаточно выйти на Театральную площадь и оглянуться по сторонам: неорусский театр Михаила Чичагова, неоклассика Шаманского, перестроенная в конструктивизм Петром Щербачевым. Щербачевский же штаб ПриВО, особняк Александра Щербачева, построенный в традициях деревянного зодчества, украшенный фасадной плиткой модерновый музей ПриВО архитектора Дмитрия Вернера и особняк Фон Вакано его же постройки. Каждый из этих стилей в Самаре заслуживает отдельного рассмотрения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Вырубят лес, чтобы впихнуть очередное гетто из 17 человейников»: что происходит на Сухой Самарке?
Анонимное мнение
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления