В среду в Самарском литературном музее архитекторы, чиновники и представители общественности обсуждали проблемы сохранения в городе объектов деревянного зодчества.
Вопрос о сохранении уникальной деревянной архитектуры Самары обсуждается не первый год. На сей раз встреча, организованная горадминистрацией, собрала большое количество экспертов: архитектор Ваган Каркарьян, декан факультета дизайна СГАСУ Светлана Малышева, начальник отдела МП «Архитектурно-планировочное бюро» Дмитрий Лакоценин, доцент кафедры градостроительства СГАСУ Татьяна Вавилонская, советник мэра Алла Демина, приехавшие из Москвы Лариса Лапшина и Наталья Козырева - главные архитекторы проектных мастерских №4 и 5 ГУП «Центральные научно-реставрационные мастерские». Вела встречу руководитель департамента культуры Татьяна Шестопалова.
Алла Демина представила две идеи, сформулированные экспертным сообществом. Во-первых, можно было бы выделить один из кварталов в центре города под музей деревянного зодчества под открытым небом. Вдоль улицы Фрунзе между Красноармейской и Льва Толстого как раз сохранилось значительное количество деревянных домов. Не представляющие ценности постройки можно было бы снести, а на освободившееся пространство перевезти памятники из других районов. Второй проект был сформулирован Светланой Малышевой и связан с восстановлением в районе стрелки Волги и Самары деревянной крепости 1586 года, с которой и «началась» Самара. Эта крепость могла бы выполнять и функции музея.
Ваган Каркарьян поддержал проект реновации самарской крепости, но напомнил о том, что у города есть несколько более мелких, но неотложных задач. Одна из них – спасение знаменитого дома Маштакова на ул. Самарской, 207. Проекты переноса памятника обсуждаются много лет. «Это наш позор», - подчеркнул архитектор. Теперь студенты СГАСУ разрабатывают два проекта переноса дома либо на площадку возле музея им.Алабина, либо на территорию между Литературным музеем и соседствующим с ним храмом.
Лариса Лапшина напомнила, что перенос домов «требует сумасшедших затрат» и зачастую бессмыслен, так как деревянные постройки не могут жить вечно. Проще снять с памятника какие-то элементы и построить его на новом месте заново. И даже такой проект город не сможет реализовать без помощи частных инвесторов. Таким образом, глобальные проекты несколько отступили в тень на фоне конкретных «небольших» вопросов.
В общем, можно констатировать, что системная работа по спасению деревянного зодчества начинается практически с нуля – конкретного плана и, тем более, утвержденного финансирования этой работы еще нет.