Ответом на него должна стать стратегия развития Самары, разработка которой сейчас идет. Пословица гласит: кораблю, не знающему куда плыть, ни один ветер не будет попутным. То же можно сказать и о городе. Чтобы Самара успешно развивалась, нужно учитывать не только текущую ситуацию, настоящий момент времени, но и перспективы.
Почти год назад началась реализация масштабной идеи. Разработать стратегию развития Самары до 2025 года. Цель — правильно использовать накопленный исторический опыт. При этом четко осознавая, какая жизнь будет у человека 25-го года.
От настоящего - к будущему
Самара - не первый город, где занялись разработкой стратегии. Специалисты начали с анализа. Досконально изучалось все: история развития и становления Самары как одного из крупнейших городов Поволжья, экономическое положение, состояние каждой сферы жизни в отдельности и прочее.
Затем регулярно проводились стратегические сессии, где полученная информация обсуждалась с экспертным сообществом. На сегодня состоялись уже три публичных заседания. Перспективное планирование обсуждалось и в рамках V международного инвестиционного форума «Самарская платформа развития бизнеса». Возможность высказаться здесь получили представители бизнеса, предложив к обсуждению инвестиционные проекты.
- Форум и сессии - удачные площадки для того, чтобы отчитаться о проделанной нами работе. И это, на мой взгляд, очень важно, - рассказывает руководитель городского департамента экономического развития Александр Карпушкин. - Точки развития города, проблемы, которые необходимо решать в ближайшее время, формирование инвестиционного бренда Самары, ограничения, с которыми мы столкнулись. Об этих промежуточных результатах работы можем рассказать городскому сообществу. А помимо того - вывести его на диалог, предложить пищу для размышления.
Самарское дерево
Одна из тем, что рассматривались на заседаниях стратегических сессий, - это «Генерация дерева стратегических целей». Что это такое и зачем нужно? Попробуем объяснить просто. Помните, в школе каждого из нас учителя просили рисовать «родовое» древо? Связанные друг с другом поколения родителей, двоюродных тетушек, бабушек и прадедов создавали целостную картинку.
Со стратегией дело обстоит примерно так же. Из наработанного и изученного материала выбираются несколько целей, которых необходимо достичь. А чтобы сделать это, разрабатываются проекты. Касаются они каждой сферы жизни города. И собранные вместе образуют общую стратегию развития мегаполиса. То есть путь, по которому Самара должна пойти, чтобы стать городом благополучным, комфортным для проживания и интересным для инвесторов.
- Самая, на мой взгляд, важная стратегическая сессия должна пройти в конце мая, - продолжает Александр Карпушкин. - Она носит название «Выработка технологии реализации стратегии». Это то, чего сегодня нет ни в одной стратегии ни одного города в стране. В вопросе претворения проектов в жизнь ни в одном регионе нет четкой технологии. Мы же хотим довести дело до конца и затем уже полностью готовый документ представить на рассмотрение стратегического совета при главе города и депутатов Самарской городской Думы».
Проекты для реальной жизни
Принять участие в разработке стратегии может каждый горожанин. «Открытость при формировании стратегии в том, что мы опираемся на три мнения: непосредственно руководителей, которые отвечают за то или иное направление, экспертов и обычных людей. Последнее мы получаем как раз благодаря обратной связи, то есть форуму на сайте «Самарских стратегий» и анкетированию. Сопоставив эти три мнения, мы как раз и поймем, где наша главная цель», - рассказывает Александр Карпушкин.
А вот каких-то акцентов при разработке стратегии намеренно не делается. «Если изначально расставить приоритеты, можно выйти не на тот вектор развития. Мы беспристрастно рассматриваем все сферы и выявляем стратегические вещи, которые для всех трех групп (администрация, эксперты и горожане) наиболее важны. Только в этом случае можно дать стратегии правильное наполнение. Одно дело - текущая деятельность и приоритеты, как, например, дороги, благоустройство и несанкционированная торговля в 2011 году, и совсем другое -комплексное развитие Самары, - объясняет Александр Карпушкин. - Возможно, через пять лет постоянной работы дороги уйдут из приоритета городских властей, они везде станут хорошими. Но уже сейчас нужно понимать, какие требования будут у горожан 2020-2025 годов. Поэтому мы всегда, рассказывая о стратегическом развитии, отдельное внимание уделяем привлечению молодежи. Именно подрастающему поколению предстоит жить в Самаре, претворять в жизнь те проекты, которые мы можем разработать уже сейчас».
Мнения
Напоминаем, любой желающий, зайдя на форум сайта «Самарские стратегии», может высказать свое мнение по самым разным темам. Вот некоторые из тех, что привлекли наше внимание. Присоединяйтесь к обсуждению!
Юрий Моисеев:
- Самаре нужно современное метро, которое учтет потребности населения и развитие отдаленных районов, а также внедрение новых технологий. Время, когда метро являлось архитектурным памятником, прошло. На мой взгляд, первую линию метро (схема 2007 года) стоит продлить до речного вокзала - к чемпионату мира по футболу 2018 года это будет как раз кстати. От речного вокзала по Волжскому проспекту до Ладьи можно пустить монорельсовую дорогу и связать эти два объекта...
Елена Полякова:
- Для меня комфортный и удобный город - это прежде всего чистый город с хорошими дорогами и новым общественным транспортом, а также человечное отношение в общественных местах. Очень хочется мощеных дорожек во дворах и между дворами, так как надоело шлепать по размякшему чернозему и перепрыгивать через лужи. А еще хотелось бы видеть город нарядным, особенно зимой.
Стас Зацепин:
- В условиях, когда вся деловая, культурная, общественная жизнь сконцентрирована в Самарском и Ленинском районах и при этом Московское шоссе и Ново-Садовая превращаются в Самарскую и Мичурина, - пробками город будет обеспечен, пока не появятся полноценные сквозные магистрали.
Самара еще крайне неосвоенный город. У нас огромное количество площадей в Советском, Кировском, Промышленном и Октябрьском районах. Многочисленные «центральногородские деревни» можно осваивать, перенося часть деловой активности туда.
Алексей Сорокин:
- Я считаю, что нашему городу очень не хватает нескольких знаковых проектов в сфере строительства. Давайте посмотрим на крупные мировые города - они растут вверх. Успешность измеряется высотой самого большого здания. Некоторые города России пытаются презентовать хотя бы один проект небоскреба. И в этом плане Самара отстает: самое высокое здание у нас около 100 метров, а этого мало для современного города. Хотя бы одна современная высотка крайне необходима Самаре, чтобы ее не воспринимали глубокой провинцией.
Александр Тютнев:
- Сейчас огромное внимание в мире уделяется концепции bio-tech -переплетение природы с высокими технологиями. Почему бы не сделать наш город отличающимся от всех других? Я находил в Интернете проекты высоток и небоскребов с садами на крышах! Почему бы не использовать эту идею при развитии Самары? Это вроде бы не очень сложно, тем более большинство зданий у нас с плоскими крышами. Можно создать дизайн домов, которые будут иметь ступенчатую структуру, на каждой из ступеней реально разбить мини-парки!
Воздух в городе станет чище, со стороны выглядывающие с крыш кроны будут выглядеть просто великолепно, а у многих людей появится возможность выйти подышать свежим воздухом не на пустой чердак, а в полноценный парк на крыше своего офиса.
Артем Самохин:
- Есть ли перспектива в развитии Самары при упоре на «Самару купеческую»? Важно понять, что вкладывать в это выражение. Сейчас торговля в Самаре в основном ориентирована на сам город и, в лучшем случае, на некоторую часть области. С другой стороны, очевидно, что у нас крайне выгодное положение, исторически завязанное на среднюю, а за ней южную и восточную Азию. Так вот вопрос: теоретически может (и нужно ли это самарцам?) Самара стать, к примеру, основным транспортным и торговым узлом, связывающим страны Азии с европейской частью России?