У каждого из нас в жизни бывают ситуации, когда возникает необходимость обратиться в ту или иную службу, чтобы получить какую-то справку или документ. И порой бесконечная беготня по инстанциям занимает уйму времени и сил, не говоря уже о деньгах. Но так ли необходимо совершать все эти подвиги? Оказывается, иногда бывает проще научиться работать с компьютером и пользоваться интернетом.
Ключ от всех дверей
Проверить, как работает система предоставления госуслуг в электронной форме, я решил на собственном примере. Тем более, что для этого подвернулся отличный повод — приобретение автомобиля. А тут, как нельзя кстати, подошел к концу и срок действия загранпаспорта.
Сначала я занялся оформлением биометрического паспорта, который, в отличие от паспорта старого образца действует уже не пять лет, а вдвое дольше. Технология сбора справок и заявлений, необходимых для его получения, подробнейшим образом расписана на сайте www.ufms63.ru. Здесь же есть образцы различных заявлений. Заполнение всех форм заняло не больше часа, после чего еще день я потратил на то, чтобы собрать и заверить копии документов на месте работы и сделать цветные фотографии 3х4.
После этого можно было перейти к работе в личном кабинете на едином портале госуслуг: www.gosuslugi.ru. Кстати, наличие кабинета (я завел еще полгода назад, когда получал выписку о состоянии счета из пенсионного фонда) - основное условие для получения гражданином любой электронной услуги. Чтобы создать его свой и получить от него электронный ключ (код доступа), может потребоваться пара недель. Но поверьте — после того, как вы достанете из своего почтового ящика письмо с заветным паролем, перед вами сразу же откроется огромное количество дверей, стучаться в которые вы раньше даже и не пытались.
Экономия времени
Процесс заполнения и отправки электронной заявки в миграционную службу занял у меня всего несколько минут. Уже через несколько дней я получил ответ, в котором меня приглашали к определенному времени в районный отдел УФМС, где я без очереди предоставил документы и сфотографировался на биометрию. Там мне сказали, когда можно будет вернуться за готовым паспортом.
Выходя из кабинета, я заметил, сколько людей ожидает своей очереди в коридоре паспортного стола. Впрочем, в том, что люди привыкли тратить свое драгоценное время на ожидание в очередях, никто кроме них самих не виноват. Ведь все могло быть совсем иначе, если бы они додумались заранее отправить свои данные через портал госуслуг.
Со мной согласен и начальник УФМС по Самарской области Валерий Яковлев. По его словам, переход на новую систему оказания услуг влечет за собой «снижение административных барьеров, уменьшение финансовых издержек граждан, ликвидацию бюрократических проволочек, и как следствие, снижение уровня коррупции».
- Использование информационно-телекоммуникационных систем для получения государственных услуг имеет ряд существенных преимуществ, - считает Яковлев. - Во-первых, при подаче заявлений в электронном виде (за исключением заграничного паспорта нового поколения), гражданину достаточно прийти в территориальный орган УФМС всего один раз — за документом. Во-вторых, на каждом этапе работы гражданина информируют о состоянии дела по его электронному обращению. К тому же на этапе оформления электронного обращения проверяется, правильно ли заполнено заявление. Это исключает ситуацию, когда заявитель вынужден возвращаться за получением услуги вновь и вновь.
Госномер за 15 минут
Через пару дней у меня состоялась сделка по покупке автомобиля, и пришло время ставить его на учет. Признаться, этот процесс пугал меня намного больше. Если с паспортной службой мне уже приходилось сталкиваться, то здесь я был полным профаном. Но снова на помощь пришел интернет.
На сайте единого портала госуслуг я нашел исчерпывающую информацию о самой процедуре, платежах и документах, необходимых для регистрации транспортного средства. В тот же вечер, зайдя в личный кабинет, я заполнил заявление, отправил его в областную ГИБДД, и уже на утро получил ответ: «Ваша заявка подтверждена, электронная очередь на услугу выделена».
Не теряя времени, я отправился в МРЭО на ул. Республиканскую, где творилось что-то неимоверное. Люди толпились у входа, в проходе и на лестнице между этажами, прижимались ближе к окошкам, где велся прием и выдача документов. Электронные киоски выдавали людям из «живой» очереди номерки с трехзначными цифрами. И лишь около одного окна не было ни души. Я не удивился, что меня пригласили именно к нему. 15 минут — и у меня в руках новенькие номера и техпаспорт!
Кто попробовал раз - в очередь не встанет
Как выяснилось, Госавтоинспекция Самарской области использует информационные технологи при предоставлении услуг автомобилистам уже с марта 2010 года. На портале госуслуг и сайте www.63.gibdd.ru можно зарегистрировать транспортное средство, отправить документы на выдачу водительского удостоверения и получить сведения об административных правонарушениях в области дорожного движения.
По словам заместителя начальника отдела транспортного надзора и регистрационно-экзаменационной работы УГИБДД ГУ МВД России по Самарской области Сергея Попова, эта услуга пока еще не очень востребована у самарцев.
- Не все еще понимают, что посредством интернета можно быстро и удобно пройти процедуру регистрации или записаться на получение водительских удостоверений, - говорит Сергей Попов. - Хотя те, кто попробовал один раз, больше в общую очередь не пойдут. И мы надеемся, что в ближайшее время количество таких обращений будет расти.
Справка
В течение 2011 года в УФМС России по Самарской области было оформлено и выдано 71875 заграничных паспортов нового поколения и 40154 заграничных паспорта старого образца. Из них по электронным обращениям, поступившим с единого портала госуслуг, было оформлено и выдано 14101 и 4133 заграничных паспорта, соответственно.
В 2011 году жители Самарской области посредством интернет-портала госуслуг зарегистрировали 550 автомобилей. За два месяца 2012 года на регистрацию транспортных средств в электронном виде подали заявления 119 человек из 54443 обратившихся.
Aвтор: Алексей Дмитренко