Минэкономразвития и минпромторг готовят проект постановления правительства, по которому при госзакупках можно будет приобретать только российские машины, сообщает министерство экономического развития.
Это может быть первым шагом, который ограничит аппетиты ведомств при расходовании казенных средств. Дорогие автомобили - самая больная тема госзакупок, но решить проблему можно уже в рамках действующего законодательства, не дожидаясь принятия законопроекта о Федеральной контрактной системе (ФКС), поясняют в минэкономразвития. На разработку документа уйдет два-три месяца.
Разрешат покупать в том числе и иномарки, но произведенные в России в рамках промсборки, уточняют в минэкономразвития. Чтобы ограничить запросы чиновников, будут введены предельные требования к комплектации моделей всех марок, производимых в России, не пересекающих определенную ценовую границу. Это позволит выровнять ценовой потолок закупаемых для госнужд машин. Так что купить за госсчет шикарную BMW с обитым кожей салоном чиновники уже не смогут. Как, впрочем, и приобрести простенькое авто на запредельную сумму.
«Российские иномарки надежные, дешевы в обслуживании. Таким образом, можно будет параллельно решить и проблему с эксплуатацией, - говорят в министерстве. - А предлагаемый механизм прост в администрировании, потому что вся информация об автомобилях, производимых в России, общедоступна».
Ведь важно не только установить условия, но и суметь проверить, как они выполняются. Эксперты идею одобряют. Помимо прочего она может стать стимулом для российских автопроизводителей накануне вступления нашей страны в ВТО, не исключает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Качество служебного автопарка при этом не пострадает. Иномарки, собираемые в России, не хуже, чем те же машины, произведенные на «родных» автомобильных заводах, отмечает эксперт.
Но предупреждает, что все-таки следует уделить особое внимание цене закупаемых машин. «Необходимо сначала оговорить, какой класс автомобиля положен чиновнику определенного ранга, а уже потом добавлять к этому требования по комплектации. Тогда нельзя будет закупать машины в дорогих и престижных версиях, а поддерживаться законом будут разные производители, а не кто-то один», - полагает Удалов. Если же делать акцент только на комплектации, то может возникнуть перекос в сторону какой-либо одной марки, и сэкономить деньги на госзакупках все равно не удастся. Так, например, BMW 5-й серии калининградской сборки в базовой комплектации все равно будет стоить в пять раз дороже, чем всеволожский Ford в той же минимальной комплектации.
Что касается других дорогих покупок, то эту проблему решат уже при переходе на Федеральную контрактную систему, обещают в министерстве. Будет разработано рамочное постановление правительства, в котором пропишут, какие именно товары и какого качества смогут закупать ведомства, а заказчиков обяжут подготовить собственные нормативы и публиковать их на своих сайтах, поясняет собеседник в министерстве. Контролировать чиновников при госзакупках сможет и общественность. В проект закона предлагается заложить норму, по которой обратиться в ФАС с жалобой сможет не только участник торгов, но и любое другое лицо, в том числе граждане, говорят в минэкономразвития. Раньше предполагалось, что такое право будет только у участников торгов.
А общественным организациям дадут возможность обращаться в суд с исками о защите интересов неопределенного круга лиц. Сейчас такой инструмент предусмотрен в законе о защите прав потребителей. По проекту закона о Федеральной контрактной системе общественные организации смогут, например, подавать иски на некачественный ремонт зданий или плохо положенную в рамках государственных закупок тротуарную плитку. Этот документ уже вышел на финишную прямую, в ближайшие дни минэкономразвития ждет замечаний от Федеральной антимонопольной службы и других ведомств, после чего законопроект будет направлен в правительство.