Спор о необходимости в Самаре такого количества рекламных щитов, которое есть на сегодня, ведется уже не один год. Мы вышли на улицы города, чтобы узнать, что об этом думают горожане. Как и следовало ожидать, мнения разделились. Одним щиты абсолютно не мешают, других раздражают. Кто-то жалуется, что рекламы слишком много, другие предлагают свои пути решения проблемы. Вместе с выяснением позиции «рядовых самарцев» мы решили узнать у городских властей, как обстоит ситуация с рекламными щитами, и как чиновники будут бороться с несанкционированными конструкциями.
Создается специальный комитет
В мэрии нам объяснили: столько рекламных щитов в городе появилось из-за того, что раньше особого контроля за ними не было. В результате половина из 3404 учтенных рекламных конструкций (речь об одном из самых распространенных форматов – жестко закрепленных на стойках щитах размера 3х6 м) установлены в городе самовольно либо срок разрешений на их установку истек. Еще 1698 щитов стоят незаконно, разрешения на их установку (начиная с 2006 года) выдавались с нарушениями федерального законодательства.
В данный момент рынок наружной рекламы в Самаре регулируют пять сотрудников Управления капитального строительства департамента строительства и архитектуры Самары. Конечно, этого очень мало. По поручению губернатора Самарской области, для приведения ситуации в соответствие с действующим законодательством в структуре администрации Самары сейчас создается Комитет наружной рекламы. Он вплотную займется проблемой незаконной установки рекламных щитов.
Необходимо отметить, что Департаменту строительства и архитектуры все же удавалось немного изменить ситуацию. В прошлом году была проведена большая работа по очистке города от незаконно установленных рекламных конструкций. Так, было демонтировано 167 рекламных конструкций (3х6м), 400 афишных досок и 9 остановочных павильонов с размещением рекламы.
Планы на будущее
Сейчас департамент строительства и архитектуры Самары разрабатывает Схему размещения рекламных конструкций. В настоящее время она проходит процедуру согласования. Схема позволит вести единую политику в части размещения отдельно стоящих рекламных конструкций на территории Самары на земельных участках, принадлежащих муниципалитету. Те рекламные конструкции, которые не войдут в Схему размещения (по заключению экспертной комиссии) или будут нарушать внешний архитектурный облик сложившейся застройки и представлять опасность для жителей города, демонтируют.
Таким образом, работы по демонтажу несанкционированных рекламных щитов на территории Самары будут носить системный характер. Это значит, что в скором времени Самара станет городом, свободным от незаконной «наружки».
Очевидно, что говорить об итогах работы по демонтажу незаконно установленных рекламных щитов можно будет только после того, как появится Комитет наружной рекламы, и его руководитель заявит о целях и планах. Пока остается довольствоваться тем, что есть.
Цифра
В 2011 году администрация Самары приняла 483 заявки на выдачу разрешений на установку рекламных конструкций; выдала 314 разрешений на установку рекламных конструкций;
выявила 759 незаконно установленных рекламных конструкций; демонтировала 918 незаконно установленных рекламных конструкций; направила 508 предписаний о демонтаже рекламных конструкций.
Антон Вязович, водитель с 15-летним стажем (40 лет): «Обычные щиты мне не мешают. Я полностью сконцентрирован на дороге. Но, бывает, отвлекают внимание "городские телевизоры" – установки с видеорекламой. Там постоянно картинка меняется, вот и тянет посмотреть.
А вообще, согласен: щитов в городе слишком много. Наверное, надо как-то уменьшать их количество. А то они и памятники, и красивые здания загораживают (особенно в старом центре), и просто общий вид портят».
Олеся Радина, предприниматель (26 лет): «Я смотрю на всю эту историю с рекламными щитами и пытаюсь найти в ней плюсы. Например, раз у нас столько щитов, значит, много предпринимателей и бизнесменов, которые рекламируют свои товары и услуги. Это же хорошо! Значит, деньги у народа есть!
И у тех, кто сдает щиты, и у тех, кто свою рекламу размещает.
Может, «наружка» и портит вид города, но тогда, наверное, стоит, ее как-то стилизовать. Это же отличный способ сделать город красивее!»
Максим Пашинин, директор торговой фирмы (30 лет): «Реклама встречает нас везде. Например, утром, когда мы просыпаемся и следуем свои привычкам чистить зубы, пить чай и кофе и при этом смотреть утренние новости. И телевизионный экран наполовину сияет лучезарной улыбкой ведущей, а его другую половину занимает кружка с логотипом кофейной компании, и в конце каждого сюжета эти двое непременно объединяются и сливаются в удовольствии. Реклама нас преследует по пути на работу, когда вместо зеленых парков и цветочных клумб мы вынуждены смотреть на бесконечную череду рекламных щитов, на фасады домов, архитектурные задумки которых закрылись очередными призывами приобрести отличный шуруповерт, настоящее французское белье и свежевыпеченные торты…
Конечно же, реклама – двигатель торговли. Но при взгляде на наши улицы создается впечатление, что весь город занимается исключительно продажей товаров и услуг. И через каждые 50 метров твой взгляд так и норовит зацепить очередной набор ножей и телевизор. Без рекламы нельзя обойтись, но можно ее сделать либо менее навязчивой (путем введения ограничений на количество или на места размещения), либо более красочной и соответствующей тому месту, где она располагается».
Автор: Мария Учускина