Услуги на коротких номерах – привычное предложение для абонентов мобильных операторов. И многие охотно пользуются этими услугами, чтобы узнавать погоду и новости, скачивать картинки, видео и мелодии, вызывать такси и заводить знакомства. Но нередки случаи мошенничества с короткими номерами, как правило, связанные с предоставлением пользователям недостоверной информации о стоимости и условиях услуг.
Широкий ассортимент
Число услуг на коротких номерах у каждого оператора переваливает за сотню. «Этот ассортимент охватывает все сферы интересов абонентов: погода и новости, знакомства и гороскопы, файлообменники и виртуальные кошельки, онлайн-игры и социальные сети, скачивание картинок, видео и мелодий, различные подписки, навигаторы и услуги различных служб, например, такси (сервис «Горячая линия»), услуги для рассылки сообщений по группе абонентов («SMS-информ») и многое другое. По технологии реализации это голосовые (voice), SMS, MMS и USSD-сервисы», – рассказывает директор по связям с общественностью Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Елена Харитонова.
Как правило, подробное описание услуг есть на сайтах компаний-операторов. Там же указаны названия юридических лиц, их контактная информация, а также короткие номера, с которыми они работают.
По словам директора Самарского филиала ОАО «ВымпелКом» (бренд «Билайн») Константина Чудакова, важной составляющей являются справочно-информационные услуги: информация о товарах и услугах по запросу, о торгах в сфере недвижимости, мониторинг общественного мнения и другие. Преобладающим типом стали развлекательные услуги: скачивание на телефон полифонических мелодий, картинок, логотипов, игрового контента, гороскопов. «Кроме того, короткие номера дают абонентам дополнительные возможности для общения. Они реализуются в разнообразных sms-чатах, поздравлениях в радиоэфире, участии в различных телевизионных sms-проектах. Актуальным трендом является интеграция коротких номеров и социальных сетей. Сейчас контент-провайдеры предоставляют возможность sms-оповещения в социальных сетях и предоставляют другие информационно-развлекательные сервисы для этого популярного способа общения», – сообщает эксперт.
Елена Харитонова отмечает, что наиболее популярны услуги, «соединяющие людей», например, подписки на социальных сетях, также контентные услуги (игры, мелодии, картинки). По наблюдениям специалиста по связям с общественностью ОАО «МТС» макрорегион «Поволжье» Екатерины Карповой, среди услуг на коротких номерах наибольшим спросом пользуются различные развлекательные сервисы: картинки, SMS-викторины, игры, музыка, службы знакомств. На втором месте – информационные услуги (рассылки прогнозов погоды, гороскопов, новостей). По оценкам экспертов «ВымпелКома», самыми популярными являются услуги, предоставляющие возможность скачать на свое мобильное устройство различный мультимедийный контент.
Аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева считает, что услуги на коротких номерах для участников рынка – достаточно маржинальный сегмент. «По статистике, в среднем на долю продажи контентных услуг сегодня приходится около 5% в общем объеме выручки операторов. Для сравнения: сегмент VAS генерирует в среднем около 25% продаж профильных компаний. Рост популярности услуг передачи данных, и в том числе расширение спроса на развлекательный контент, увеличение мобильного трафика в целом, обусловлены, в первую очередь, расширением проникновения беспроводного доступа, а также ростом количества смартфонов», – заявляет аналитик.
А мошенники пользуются
Как сообщают участники рынка, система поставщиков контента для мобильных телефонов за последние годы значительно разрослась. Часть услуг на коротких номерах оказывают напрямую операторы, но в основном их предоставляют контент- и сервис-провайдеры, с которыми операторы заключают договор. «В свою очередь, контент-провайдеры сдают префиксы по коротким номерам в субаренду более мелким поставщикам, которых значительно больше», – поясняет Екатерина Карпова.
В конце 2009 года операторы сотовой связи столкнулись с волной мошенничества с короткими номерами, связанной с предоставлением пользователям недостоверной информации о стоимости и условиях услуг по контентным номерам. Случаи мошенничества с короткими номерами встречаются и сейчас. «К сожалению, короткие номера, созданные для того, чтобы увеличить возможности абонентов, недобросовестные организации используют в мошеннических целях и клиенты компании могут стать их жертвами», – предупреждает Константин Чудаков. Поэтому операторы ведут работу по противодействию мошенническим схемам. В частности, для абонентов «Билайн» создан специальный информационный ресурс safe.beeline.ru с описанием классических и новых схем мошенничества.
«Отдельным направлением работы является плотное взаимодействие с контент-провайдерами. В компании ввели новые регламенты информирования абонентов о стоимости и условиях предоставления услуг, реализовали привязку всех покупок через Интернет к официальной странице «Билайн», на которой дополнительно прописана стоимость и условия предоставления. Наши специалисты ведут круглосуточный онлайн-мониторинг для сервисов коротких номеров с возможностью блокировать мошеннические префиксы без блокировки короткого номера целиком, что повышает оперативность реагирования на мошеннические действия, – рассказывает Константин Чудаков. – Кроме этого, в компании ввели ограничения по ежедневным суммам, которые могут списываться по этим услугам». Как сообщает Екатерина Карпова, в начале 2010 года МТС внедрила комплексную программу по противодействию мошенничеству, которая, в том числе, направлена на защиту абонентов от недобросовестных контент-провайдеров. «Действенным шагом в реализации нашей программы стал запуск бесплатной услуги «Инфоконтент», позволяющей абонентам бесплатно получать информацию о стоимости контента по коротким SMS и MMS-номерам. Абоненту достаточно отправить знак вопроса на интересующий его короткий номер, чтобы получить в ответ SMS с информацией о реальной стоимости сообщений на короткий номер, название контент-провайдера, предоставляющего услугу, и его контактный телефон», – информирует эксперт.
Кроме того, в 2010 году для борьбы с мошенничеством МТС перестроила схему работы с контент-провайдерами. Было установлено специальное программное обеспечение, позволяющее включать «оповещатели» (запрос подтверждения от абонента) на всех номерах, на которые поступают жалобы. Оператор потребовал от контент-провайдеров передать в МТС сведения о договорах со всеми их партнерами, «почистить» свои партнерские базы от злоумышленников, а также отказаться от практики «автоматического» подключения новых сервисов без заключения нормальных договоров с поставщиками контента. Как сообщает Екатерина Карпова, в случае подтверждения факта мошенничества оператор возвращает абонентам потерянные деньги, к контент-провайдерам применяет штрафные санкции, а также сотрудничает по таким случаям с правоохранительными органами.
Помоги себе сам
Абонент может и сам оградить себя от мошенников. Если абонент вообще не намерен использовать услуги, которые предоставляют организации на коротких номерах, Константин Чудаков рекомендует применить бесплатный сервис «Черно-белые списки», который запрещает доступ к предложениям контент-провайдеров. Екатерина Карпова полагает, что лучший способ обезопасить себя от мошенников – ставить любую информацию из незнакомых источников под сомнение и не делиться своей персональной информацией (в том числе номером мобильного телефона) в Интернете или с незнакомыми лицами или фирмами. «Прежде чем отправить SMS-сообщение на платный номер, уточните стоимость сообщений на этот номер на сайте своего оператора. Абонентам МТС доступна бесплатная услуга «Инфоконтент», позволяющая узнать реальную стоимость SMS-сообщения на короткий номер, просто отправив SMS со знаком вопроса на этот номер», – советует Екатерина Карпова.
Также есть еще несколько несложных правил. Если на каком-либо сайте вас просят ввести номер мобильного телефона, «чтобы убедиться, что вы не робот, а реальный человек», за этим почти наверняка скрывается мошенничество. Не оставляйте свой номер на сомнительных сайтах, не гарантирующих сохранность персональных данных. Не проходите по незнакомым интернет-ссылкам, приходящим в SMS-сообщениях, таким образом вы можете «подцепить» вирус или автоматически подписаться на ненужный сервис, за который потом будут списываться средства. «Не верьте различным объявлениям, предлагающим следить за другими номерами и читать чужие SMS. Операторы никогда не раскрывают персональные данные своих абонентов и не дают детализацию счета третьим лицам, только по официальному запросу правоохранительных органов для раскрытия преступления», – призывает Екатерина Карпова.
Константин Чудаков, директор Самарского филиала ОАО «ВымпелКом»: «Основной защитой от мошенников являются правильные действия абонентов. Нашим клиентам мы можем посоветовать не спешить с какими-либо действиями, если об этом очень просят незнакомые люди. Лучше перезвонить в Центр поддержки клиентов – 0611 (с мобильного «Билайн») или написать на адрес questions@beeline.ru. Сотрудники компании оперативно рассмотрят вопрос и постараются помочь. Также мы советуем уточнять стоимость SMS и звонков на короткие номера, внимательно читать условия предоставления сервисов, не ставить галочку напротив строки «Я согласен с условиями...» просто так, не глядя».
Екатерина Карпова, специалист по связям с общественностью ОАО «МТС» макрорегион «Поволжье»: «Мы ужесточили схему применения штрафных санкций к контент-провайдерам по коротким номерам. Если количество обоснованных письменных жалоб абонентов на контент-провайдера превышает установленный порог, МТС расторгает договор с ним и вносит его в «черный список», исключив возможность повторного подключения. Мы рекомендуем абонентам, пострадавшим от действия мобильных мошенников, переправить полученное SMS на бесплатный номер 1911, написать на 911@mts.ru или обратиться в контактный центр МТС – 88002500890 (звонок бесплатный)».
Aвтор: Татьяна Матвеева