Солдата из самарской воинской части в тяжелом состоянии доставили в госпиталь Бурденко. Оказалось, что молодого человека призвали на службу, несмотря на страшный диагноз – рак костей четвертой стадии. Однако представители ЦВО считают, что медики военных комиссариатов не виноваты: врачи руководствуются данными из личной карточки призывника и не проводят сложных лабораторных анализов.
Комитет солдатских матерей России неоднократно пытался обратить внимание командования Вооруженных сил РФ на проблему призыва в армию молодых людей, которые страдают хроническими заболеваниями. По мнению общественников, около 70% потенциальных солдат имеют те или иные проблемы со здоровьем. Следовательно, призывать их в армию нельзя.
Еще в 2010 году правозащитники Санкт-Петербурга выходили с инициативой о реформировании системы призыва. Они потребовали убрать из состава комиссий надзирающих врачей и ввести специальное лицензирование для специалистов, которые должны в них войти. Но законодатели не поддержали эту инициативу.
Неверные диагнозы врачей, работающих в призывных комиссиях, нередко вызывали скандалы. Так, в конце 2010 года жителя Астраханской области Дмитрия П. призвали на службу в морской флот. Спустя пару месяцев солдат оказался в госпитале с диагнозом сахарный диабет. Комитет солдатских матерей Астраханской области выявил несколько нарушений, допущенных во время призывных мероприятий. Врачи медицинской комиссии проигнорировали жалобы юноши на здоровье. Молодой человек не сдавал необходимые анализы, а в его личном деле оказались ложные справки о состоянии здоровья. Мать призывника неоднократно обращалась в различные инстанции с требованием привлечь медиков к ответственности. Но наказать врачей за ошибку так и не удалось.
Подобный случай, который едва не обернулся трагедией, произошел и в одной из военных частей Самарской области. Солдата из Ханты-Мансийского автономного округа 20-летнего Марата Т. призвали в мотострелковую роту, которая базируется в поселке Кряж, в декабре прошлого года. Через четыре месяца Марат получил вывих плеча. После того как солдат оправился от травмы, он вместе с сослуживцами поехал на парашютные сборы в Москву, но пройти курсы до конца не смог. Марат пожаловался на сильную боль в руке. Его отправили в главный военный госпиталь имени Бурденко. Там Марату поставили предварительный диагноз – рак костей четвертой степени. Как молодого человека могли призвать в армию с таким недугом остается загадкой. По словам военных, болезнь прогрессировала у Марата давно, но в то же время бессимптомно.
«Марат периодически жаловался своей маме на плохое самочувствие – боль в руке и температуру, – рассказала 63.ru руководитель общественной организации по оказанию помощи семьям военнослужащих в Советском районе Ханты-Мансийского автономного округа Галина Черепанова. – Она работает медсестрой, поэтому самостоятельно лечила сына. Женщина думала, что у него ОРВИ. В то же время мне кажется странным, почему медики не смогли распознать у Марата серьезную болезнь. Молодой человек проходил две врачебные комиссии. Одну – по месту жительства, другую – в городе Пыть-Яхе. Марат жаловался врачам на постоянную боль в руке, но они не предали этому значения».
По мнению представителей Центрального военного округа, винить медиков в том, что они не выявили у Марата заболевание несправедливо.
«Обычно в призывных комиссиях работают врачи из муниципальных поликлиник, – рассказал 63.ru пресс-секретарь Центрального военного округа Ярослав Рощупкин. – Когда они ставят отметку о годности, то руководствуются только выписками из амбулаторной карты призывника и внешним осмотром. Выявить такое заболевание, как рак костей, можно только с помощью сложной лабораторной диагностики. Ее не могут делать врачи призывной комиссии. Однако у молодого человека болезнь протекала бессимптомно, никаких внешних ее проявлений врачи не отметили. В свою очередь, военные быстро и своевременно отреагировали на жалобы молодого человека и сделали все возможное, чтобы ему оказали квалифицированную медицинскую помощь».
Впрочем, врачей не удивляют подобные ситуации. Есть ряд болезней, которые действительно способны протекать без каких-либо внешних признаков.
«Онкологические заболевания нередко протекают без каких-либо специфических симптомов, – говорит главный врач самарского областного клинического онкологического диспансера Леонид Шаплыгин. – Недуг может неожиданно проявить себя и привести к фатальным последствиям. Что касается данного конкретного случая, сложно сказать, почему врачи не смогли поставить молодому человеку верный диагноз. Понятия «рак костной ткани» как такового не существует. Есть различные виды опухолей соседних тканей, которые по-разному себя проявляют и которые действительно сложно диагностировать».