В Госдуме рассматривается законопроект о региональных системах капремонта многоквартирных домов. Согласно новому документу, предусмотрены существенные изменения в федеральный закон №185 и Жилищный кодекс РФ. Предлагается обязать владельцев квартир, включая жильцов новых домов, каждый месяц вносить платежи на капремонт в «общий котел», которым должен стать региональный фонд. Предполагается, что муниципальные власти будут определять перечень работ и очередность проведения ремонта домов. В Общественной палате Самарской области представители муниципалитетов губернии обсудили перспективы создания такого «котла» и возможные источники его наполнения.
Очередь на ремонт
В этом году федеральная программа по финансированию капремонта жилья по ФЗ №185 завершает свою работу.
Новый законопроект, внесенный в Госдуму группой депутатов, предлагает обязать всех собственников, независимо от их материального положения и состояния дома, вносить так называемый ремонтный налог.
Руководитель самарского ресурсного центра по развитию местного самоуправления Виктор Часовских пояснил, что поскольку копить на ремонт жильцам одного дома в течение двадцати лет бессмысленно, собранные в складчину средства, сосредоточенные в региональном фонде, будут перераспределяться: сначала отремонтируют старые дома, позже дело дойдет до более новых.
А если «дело» так и не дойдет? А если жильцы отремонтированных домов откажутся вносить средства в эту «кассу взаимопомощи», решив, что государство попросту вернуло им долги?
«В новом законопроекте многое остается неясным. Но главное - этот документ сводит на нет участие федерального бюджета в ремонтных программах уже со следующего года, - подчеркнул Часовских. - Будут ли в состоянии региональные бюджеты помочь собственникам - большой вопрос. Эксперты считают, что люди должны иметь возможность сделать ремонт своего дома за счет собственных накоплений, а не платить «за того парня». Но для этого нужны специальные кредитные программы, при этом в законопроекте не идет речи о льготных условиях в получении кредита на ремонт ТСЖ или управляющей компании».
По мнению Виктора Часовских, необходимо софинансирование регионального и муниципальных бюджетов, иначе для людей проведение ремонтных работ станет неподъемной ношей. По его словам, если государство перестанет финансировать проведение капремонта жилых домов (судя по законопроекту, долю своего участия оно намерено свести к минимуму), сохраняя федеральное финансирование только для переселения из ветхого и аварийного жилья, то это приведет к ухудшению состояния домов, ведь вместо 5%, которые собственники дома сегодня собирают на ремонт по условиям ФЗ №185, им придется копить в несколько раз больше. Ныне софинансирование муниципалитета и области составляет на каждом уровне бюджета 7%. Остальные расходы покрывает федеральный фонд.
Жилищный кодекс еще ранее определил, что собственники квартир должны оплачивать капремонт. Но в течение четырех лет помогал ФЗ №185, по которому средства из Фонда содействия реформированию ЖКХ поступали в регионы. За время действия программы в 2008-2012 годах в Самарской области на 7,7 млрд рублей из фонда и 2,7 млрд рублей из бюджета области отремонтировано больше тысячи многоквартирных домов.
Своя ноша тянет
Только после окончательного утверждения закона (предположительно в начале июня), станет понятно, какие полномочия получат регионы, и из каких средств будут складываться местные фонды по реформированию ЖКХ, предназначенные для капремонта домов и проведения энергоэффективной модернизации. Такой фонд планируется создать и в Самарской области, только вопрос, из каких источников он будет формироваться – за счет средств собственников, бюджетов, кредитов или иных источников - остается открытым.
Замруководителя департамента ЖКХ администрации Самары Денис Абарин отметил, что полемика по созданию региональных фондов реформирования ЖКХ началась задолго до разработки этого законопроекта, и длится уже два-три года. По его мнению, копить на ремонт дома 10-15 лет неразумно: сначала ремонт – потом деньги. «На мой взгляд, только после предоставления жильцам сметы ремонтных работ они могут начинать платить, - считает Абарин. - Затем в течение тех же десяти лет инвестор в лице собственников или управляющей компании, либо государства или области, возвращает средства за счет платежей жильцов».
Новый законопроект предполагает, что одним из источников финансирования капремонта станут кредиты банков. Представитель международной финансовой корпорации Катерина Левитанская заверила, что на примере опыта зарубежных стран россияне также могут привлекать внебюджетные источники. «В странах Восточной Европы и Прибалтике на проведение текущего ремонта и энергоэффективной модернизации вместо обязательных платежей в каждом доме функционирует ремонтный фонд. Собственники сами определяют размеры ежемесячных платежей, и по мере их накопления обращаются в банк за кредитом, - рассказала Левитанская. - В Польше существует фонд энергоэффективности и реновации, который предоставляет бюджетные гранты собственникам и управляющим многоквартирными домами, которые берут на ремонт кредиты в банках».
В Тольятти, к примеру, требуется на капремонт жилых домов 26 млрд рублей. Понятно, что ни у города, ни у людей таких средств нет, и копить их придется десятилетиями. Как вариант Левитанская предлагает погашать часть суммы по кредиту или субсидировать процентную ставку за счет средств муниципального и регионального бюджетов.
В свою очередь начальник отдела программ развития ЖКХ департамента городского хозяйства мэрии Тольятти Юлия Крафт считает, что ремонт должен быть соразмерным средствам, а не опережать их на несколько лет. «Уже шестой год тольяттинцы каждый месяц вносят плату за капремонт по своим квитанциям. Сегодня сумма платежа составляет 98 копеек с одного кв м. Этих средств не хватает даже для того, чтобы внести 5% стоимости ремонта, не говоря о том, чтобы оплатить его полностью», - пояснила Крафт. По ее словам, в этом году в Тольятти впервые жители 15 домов приняли решение о повышенной доле в софинансировании в размере 6% от общей стоимости ремонтных работ. На сегодня такая ставка, увы - предел доступности для людей.
Виктор Часовских, руководитель самарского ресурсного центра по развитию местного самоуправления: «В губернии примерно 16 тысяч многоквартирных домов нуждаются в капремонте (больше 70% жилфонда), при этом для каждого дома нужно собрать как минимум 4-5 млн рублей. Большинство собственников будет не в состоянии собрать такую сумму, так как многие с трудом вносили и 5% от ремонтного капитала. Органы местного самоуправления также не смогут взять расходы на себя, так как в бюджете зачастую просто нет таких огромных средств. Считаю, что нужно сохранить софинансирование из разных уровней бюджета и внебюджетных источников, включая платежи жителей».
Николай Скобеев, председатель комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ Самарской городской думы: «Мы поддерживаем идею законопроекта о передачи полномочий регионам в вопросах капремонта жилых домов, но платежи, мне кажется, должны быть все же добровольными, а не обязательными. Планируется разработка новых региональных территориально-строительных норм по энергосбережению. Благодаря современным технологиям, жильцы смогут сэкономить средства на коммунальных платежах и направить свободные деньги на ремонт дома. Что касается системы кредитования, то проблемой является возврат средств, поэтому при проведении ремонта домов отказываться от субсидирования областного бюджета нельзя».
Aвтор: Татьяна Пашинская