Май этого года оказался богатым на события в сфере охраны культурного наследия в Самарской области и в России в целом. Наконец-то утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия федерального значения в Самарской области, а федеральный Минкульт поставил под сомнение деятельность части экспертов в этой области.
Зоны
5 мая правительство Самарской области опубликовало постановление «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон». В список объектов, по которым утверждены границы зон охраны, вошли 45 памятников истории и архитектуры. Это не полный перечень федеральных памятников на территории Самарской области и, по всей видимости, по остальным зданиям зоны будут еще разрабатываться.
К сожалению, в Самарской области вопросы, связанные с памятниками архитектуры, не принято решать быстро. Процесс реставрации обычно затягивается на годы, да и разработка документации или прохождение ею экспертизы занимает немало времени. Примеров тому масса. Взять все тот же особняк Курлиной, работы по реставрации которого, к счастью, подходят к концу, и скоро мы сможем насладиться интерьерами этого шедевра стиля модерн работы архитектора Зеленко. Аналогичная ситуация и с зонами охраны. Еще в 2010 году мне довелось общаться с сотрудниками ФГУП РосНИПИУрбанистики из Санкт-Петербурга, которые тогда вели работу над этим проектом. И вот спустя два года четыре с половиной десятка памятников архитектуры и исторически значимых объектов дождались своих зон.
Что такое зона охраны и для чего она нужна памятнику? Как известно, все памятники, входящие в реестр или в список вновь выявленных объектов культурного наследия, находятся под охраной государства, и любые манипуляции с этими зданиями должны согласовываться с госорганом, т.е. министерством культуры Самарской области. Однако полномочия госоргана, как правило, заканчивается за границами самого здания. Зоны охраны предполагают режим использования и градостроительный регламент в установленных границах, ставя ограничения на строительную и хозяйственную деятельность за пределами непосредственно памятника архитектуры, учитывая в том числе «обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде». В случае отсутствия четких ограничений, этот пункт часто игнорируется. Многоэтажные новостройки, соседствующие с двух- и трехэтажными зданиями, часто встречающиеся в Самаре, - яркий тому пример.
Общегородская забота
«Это долгожданный прецедент, которой послужит основанием для реагирования при строительных работах в зонах объектов культурного наследия. Это, по сути, единственный инструмент ограничения в подобных случаях», - считает главный архитектор Самары Виталий Стадников. Департамент архитектуры и строительства Самары собирает информацию об объектах, к которым разработаны и будут разрабатываться зоны по заказу министерства культуры. Вскоре департамент планирует начать работу по проектированию охранных зон. Фактически, объединив усилия, горадминистрация и министерство культуры могут стремительно увеличить географию объектов культурного наследия, обладающих охранными зонами.
Май оказался богатым на события в области культурного наследия, но, к сожалению, не самым приятным. Старая Самара лишилась еще одного деревянного дома. На ул. Галактионовской, 149 сгорело очередное старое здание, пусть и не обладавшее статусом памятника архитектуры, но являвшееся частью цельного историческкого квартала. Жители памятника архитектуры на ул. Рабочей, 24 добиваются того, чтобы их дом лишили статуса объекта культурного наследия, к счастью, безрезультатно. Комплекс санатория «Красная глинка» собираются снять с охраны и лишить статуса вновь выявленного объекта культурного наследия. Вдобавок ко всему министерство культуры РФ рассылает в регионы письмо, в котором сказано, что «заключения государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры народов Российской Федерации)», выполненные экспертами аттестованными Росохранкультурой, не могут рассматриваться в качестве экспертных заключений, выполненных должным образом».
На фоне этого новость об утверждении зон охраны памятников архитектуры приобретает двойное значение.
45 объектов - это капля в море, конечно, но в их числе самые яркие архитектурные памятники Самарской области, такие как костел на улице Фрунзе, особняк Клодта на ул. Куйбышева, дом Сурошникова на Пионерской, церковь Сергия Радонежского в Чапаевске и другие. Работа по проектированию зон охраны будет продолжаться. Уже объявлен тендер по следующему этапу проектирования.
Будем надеяться, работа не затянется на десятилетия, и Самаре удастся максимально сохранить архитектурный и градостроительный облик исторического центра.
Дмитрий Лакоценин, член общественной комиссии по вопросам культуры Самарской губернской думы: «Начало положено. Постановление правительства Самарской области об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия должно стать знаковым в развитии нового этапа обеспечения сохранности богатого культурного наследия области. Отрадно, что объекты, поименованные в постановлении, являются приоритетными для Самары.
Этот документ позволит городу одновременно развиваться и сохранить бесценное достояние, помочь в разработке особого режима использования земель и градостроительных регламентов в границах охранной зоны объектов культурного наследия».
Алла Демина, помощник главы городского округа Самара: «Я рада тому, что утверждены охранные зоны по части памятников. Случилось то, что давно должно было случиться. Это очень серьезный прорыв. Согласно утвержденной городской программе по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, департамент строительства и архитектуры Самары также планирует начать работу в этом направлении».
Aвтор: Армен Арутюнов