Пока учёные мужи спорят о будущем исторических зданий, студенты Самарской архитектурно-строительной академии придумали, как сохранить самарскую старину. Они разработали проект заповедной зоны вокруг территории музея им. Алабина.
«Осколки» купеческой самары
Их еще очень много, таких домов в старой части нашего города - покосившихся, полуразрушенных. Они давно отслужили свой срок, а люди в них по-прежнему живут. А еще деревянные дома пожароопасны. Обугленные скелеты стали обыденной картинкой нашего городского пейзажа. И всё равно защитники старины продолжают твердить, что деревянную Самару нужно сохранить, ибо она неповторима. И прежде всего своим масштабом. Город разрастался, а его дореволюционная застройка осталась практически нетронутой. Вот и вышло, что сегодня мы имеем то, что имеем - огромное количество исторических трущоб.
Это с одной стороны, с другой - нынешний рыночно-строительный шабаш, равнодушное отношение людей к культурному наследию, их невежество привели к тому, что реально существует угроза потери Самарой своей аутентичности. Под предлогом обновления городской среды одновременно с рядовым самостроем идут в расход уникальные образцы деревянного зодчества. И вот это действительно катастрофа.
Готовя материал, я нашла интервью архитектора Вагана Каркарьяна пятилетней давности. В нем Мастер дает очень точное определение исторической ценности зданий, построенных больше ста лет назад: «Если исчезнет старая Самара, то останется город, похожий на Куйбышев и на другие подобные ему города. Город будет принадлежать практически одному времени - нашему».
Вы хотите жить в типовом городе? Я - нет... Хотя спасти от уничтожения все памятники деревянного зодчества вряд ли удастся. В ближайшие годы нам придется решать проблему сохранения хотя бы отдельных образцов. Это городскому сообществу по силам. Истинно ценных объектов в Самаре не так много. Не больше двух десятков.
Студенческий зачин
В мировой архитектурной практике существует два метода сохранения памятников истории: реставрация знаковых исторических построек или перенос их в особую музейную зону. Удивительно, пока наши маститые специалисты спорят, какой путь избрать, студенты 2-го курса архитектурно-строительной академии уже разработали оригинальный проект, выбрав второй вариант.
Идея создания музея деревянного зодчества родилась у ребят не случайно. Ее в качестве темы для курсовой работы предложил Ваган Гайкович Каркарьян. Заслуженный архитектор РФ не раз высказывался о том, что в Самаре необходимо создать такой мемориал под открытым небом. И смог своей мечтой заразить учеников.
По замыслу авторов проекта, пространство между Садовой и Ленинской (по улице Красноармейской) должно обрести новый облик. На Ленинскую они предлагают перенести пока еще не разрушенные временем, пожарами и строителями самые ценные деревянные дома. В отреставрированном особняке купца Маштакова, знаменитого «узника» с Самарской, 207, разместится ресторан русской кухни «На Сокольничьей» (так прежде называлась улица Ленинская) и музей купеческого быта, а в особняке, что стоит на Арцыбушевской, — сувенирная лавка. Напротив фасада музея им. Алабина, с Красноармейской, появится макет старой крепости Самары. По бокам от него будут разбиты два сквера (в честь митрополита Алексия и князя Засекина) и построены бассейны (символы рек Волги и Самары). Ближе к Садовой по плану — детская игровая площадка. Ее, кстати, посоветовали запроектировать рецензенты — гости из городской администрации, которых будущие архитекторы-реставраторы пригласили обсудить курсовую работу и дать ей оценку. Такое пожелание высказала советник главы города Алла Демина: «Рядом новый жилой район, и поэтому обязательно должна быть зона для отдыха и прогулок детей и их родителей». А еще по проекту на Ленинскую переедет Музей истории Самары.
— Первоначально мы решали задачу по переносу с Самарской дома архитектора Щербачёва, — рассказал Денис Рязанов. - А потом так увлеклись работой, что нам захотелось сохранить и «дом с шатром» на Арцыбушевской. В результате возникла идея сделать целостную композицию.
Выбор Ленинской улицы под мемориал ребята объяснили тем, что в советские годы здесь уже планировали создать музей деревянного зодчества. Тогда успели даже отреставрировать несколько зданий, в том числе и сегодняшнего музея Ленина. Опять же краеведческий музей рядом. Так что площадка «намолена». А вся бывшая Сокольничья улица станет центральным «экспозиционным залом» мемориала. Прогуливаясь по нему, горожане и гости города смогут любоваться галереей памятников деревянного зодчества.
Принцип домино
Вся композиция на картинке выглядит очень привлекательно. Жаль, что это всего лишь курсовая работа. Хотя такую не стыдно на любой престижный конкурс отправить.
После презентации я спросила у Вагана Гайковича: «Экзамен студентами сдан. Теперь проект ляжет на полку?»
— У меня не так давно был предварительный разговор с мэром Самары Дмитрием Игоревичем Азаровым. Он тоже считает, что нам нужно создать новый музей деревянного зодчества в Самаре.
По мнению архитектора, на самом деле не имеет значения, будет ли воплощён в жизнь проект его студентов или чей-то другой. Самое главное — быстрее начать работы по воссозданию исторической среды, сконцентрировать хотя бы десяток исторических деревянных зданий в одном месте. Пришло время переходить от слов к делу. Иначе уже в ближайшие годы мы свои раритеты потеряем. Если заповедная зона будет рядом с музеем Алабина — замечательно. У деревянных особняков появится хозяин, который будет следить за их сохранностью. Да и сама территория обретет новый облик, а в историческом центре Самары появится крупный туристический центр. И разве не здорово самим отправиться в путешествие по купеческой Самаре, почувствовать ее быт и дух, побывать в гостях в XIX веке.
Есть такое физическое явление — принцип домино. Когда какое-то одно действие или фактор запускает цепную реакцию. Вот и ученики Мастера решили не бросать свой проект. Этим летом они хотят сделать обмеры зданий, которые, возможно, переедут когда-нибудь в музей под открытым небом, оценить состояние их конструкций. Что будет дальше — покажет время.