Город Первые уроки потопа

Первые уроки потопа

Страна скорбит по погибшим в южном городке Крымске, а вместе с этим регионы анализируют степень водной опасности на своих территориях. Насколько готова к природному либо техногенному потопу Самарская область? Вчера этот вопрос обсуждался специалистами нескольких ведомств.

В Самарской области главная водная опасность – весенний паводок

Сейчас на всех уровнях муссируется вопрос: почему в Крымске не сработала система оповещения населения о начавшемся затоплении? Говорят, по телеканалам была пущена бегущая строка. Но кто о ней узнает среди ночи?

В связи с этим у жителей Самарской области, естественно, одним из первых всплывает вопрос, кто же нам в нашем регионе быстро и четко сообщит о той или иной тревоге и задаст план действий? По этому поводу вчера замначальника Главного управления МЧС России по Самарской области Олег Бойко сообщил, что в случае тревоги будут задействованы несколько видов оповещения. Во-первых, включат сирены, время от времени в городах проводятся учебные тревоги с проверкой этих систем. Во-вторых, уже несколько лет как с Самарской епархией заключен договор о совместных действиях на случай ЧС. В момент тревоги к сиренам подключатся колокола на колокольнях храмов. Однако звучащие сирены и набат – это лишь сообщение «Внимание всем!» А как действовать населению дальше? «За четкими инструкциями надо направляться к радиоточкам (проводным, где они еще есть, и беспроводным), к телевизорам и к специальным информационным табло, которые уже появились в Самаре», - подсказывают специалисты МЧС.

Итак, Самарская область уже включилась в общероссийскую комплексную систему информирования населения. На федеральные средства в Самаре установлен 21 так называемый терминальный комплекс – специальные уличные световые табло, на которых нет никакой рекламы, только информация для населения о мерах безопасности. В течение года они сообщают о правилах поведения на льду, в лесу и так далее, а в случае ЧП будут оперативно давать информацию людям о необходимых действиях. Три таких табло в Самаре установлены на улице - у ТЦ «Империя», у ТЦ «Мегасити» и в аэропорту «Курумоч». Остальные 18 – в местах массового скопления людей, в основном в торговых комплексах.

«Вспомним ситуацию, когда несколько лет назад по Самаре разнеслась информация о ЧП на атомной Балаковской ГЭС. Население пользовалось лишь «сарафанным радио» и начало массово скупать йод в аптеках, красное вино, потом ими же и травилось. Сегодня на спецтабло сразу бы появилась информация о том, что реально случилось и как надо действовать населению», - подсказывает Олег Бойко.

К 21 уже установленному комплексу вскоре могут добавиться еще 30. МЧС считает, что такое количество было бы оптимальным. Но эти 30 федеральная казна уже не профинансирует, об этом должны позаботиться власти региона.

На Жигулевской ГЭС, как сообщает директор ОАО «РусГидро» - Жигулевская ГЭС» Олег Леонов, смонтирована локальная звуковая система оповещения на радиус в 6 километров. Дальше информация распространяется через территориальные силы МЧС и через региональные власти. В случае тревоги в округе будет звучать один продолжительный звуковой сигнал «Внимание всем!», далее должно последовать оповещение по радио о том, как населению надо действовать.

Оповещение и персональная ответственность

Продолжая тему оповещения, спасатели напоминают о событиях годовой давности в Волжском районе нашей губернии, когда в пору половодья серьезно пострадали несколько сел, в первую очередь Яблоновый Овраг и Подъем-Михайловка. «После того, как мы впервые за 20 лет «обожглись» в Волжском районе, местные власти извлекли серьезные уроки и за год очень четко отработали систему оповещения населения, действий на случай ЧС, - приводит конкретный пример Олег Бойко. – Нынешней весной доводили информацию до населения об угрозе паводка всеми возможными способами – по радио, с помощью информационных листовок, объездами дворов, SMS-сообщениями на телефонные номера… Здесь провели несколько тренировок, отработали маршруты эвакуации. И когда этой весной возникла было угроза прорыва Волго-Рубеженского водохранилища, причем в вечернее время, районные власти очень быстро обеспечили транспорт для эвакуации жителей села Лопатино. Когда угроза миновала, прорыва не случилось, через пару часов людей вернули назад в дома. То есть прошлогодняя трагедия мобилизовала власти, заставила их учиться на своих ошибках, и изменения в лучшую сторону налицо».

Спасатели еще и еще раз напоминают: практически все зависит от четкости, отлаженной местными властями. 61-й федеральный закон «О защите территорий от ЧС природного и техногенного характера» прописывает ПЕРСОНАЛЬНУЮ ответственность местных властей и руководителей предприятий, учреждений, организаций за обеспечение безопасности населения и персонала. Так что в случае трагедии вина в первую очередь ложится на них. На местах должны быть свои штабы, единые дежурные диспетчерские службы, предельно четкие планы действий, тренированные команды. Вовсе не случайно перед каждым половодьем начинают работать противопаводковые комиссии. Другой вопрос, что кто-то из власть предержащих относится к этой работе как к мероприятию «для галочки». Но в этом случае рано или поздно на их совести могут оказаться безвинные жертвы.

«Просто повесить рельс для шума на все село и отрапортовать после этого о готовности к стихии – еще не значит от нее застраховаться, - уверен замначальника ГУ МЧС России по Самарской области. – Кстати, Кубань наверняка подтолкнет нас к тому, чтобы сейчас были решены «затяжные» вопросы, которые до сих пор приходилось пробивать. Мы обязательно будем учитывать нынешний опыт Кубани, чего и всем желаем».

Затопит или не затопит?

Вчера специалисты не раз подчеркивали: в Самарской области главная водная угроза – мощный паводок. Техногенная авария на Жигулевской ГЭС с последующим водяным валом в низовья Волги настолько маловероятна, что ей отводят чуть ли не тысячную долю процента по шкале вероятности. И тем не менее, недавняя техногенная авария с жертвами на Саяно-Шушенской ГЭС была – значит, и эту тысячную процента обходить вниманием нельзя.

Олег Леонов подтвердил: да, на каждой станции выполнены расчеты по зонам затопления в случае нештатной ситуации. Эта информация находится в распоряжении сил МЧС и региональных властей. Но от населения она закрыта. Чтобы не провоцировать панику, поводов для которой почти наверняка не будет. А у властей и спасателей планы реагирования в таких нештатных ситуациях имеются. Случись что, по этим планам и будут проводиться спасательные операции.

«Плотина Жигулевской ГЭС при строительстве рассчитана на землетрясение в 6 баллов. Перелив воды в Волжско-Камском каскаде – полностью регулируемый. За все время работы каскада, с 50-х годов, ни разу не было случая аварийного перелива, - уточняет Олег Леонов. – На случай аварии, - например, при ведении на территории боевых действий, - будут работать специальные системы отвода воды, это тоже предусмотрено. И не раз сообщалось, что на плотине постоянно идут те или иные ремонтные работы. Ремонт на таких объектах – это непрерывное состояние. Кстати, если затопление – представим вариант такого развития событий – все же произойдет, вода придет только на старые населенные пункты. После запуска в эксплуатацию Куйбышевского и Саратовского водохранилищ новое строительство в зонах возможных подтоплений было запрещено. Если люди вопреки предупреждениям все равно в низменных местах берегов строились – это уже их личный выбор».

А если ливень?

Из официальной информации по Крымску известно, что затопления спровоцировали мощные ливни. Но ливневые дожди возможны везде. Какими могут быть последствия в Самарской области?

«В эти дни мы просмотрели наш архив за весь период наблюдений и выяснили, что особо сильные дождевые осадки наблюдались, например, в Сызрани 26 июля 1974 года. За три часа дождя выпало многократно выше нормы. Тогда от воды пострадали 6 тысяч гектаров посевов, была подтоплена совхозная подстанция, но человеческих жертв не зафиксировано. В июле 1961 года выпадало осадков более 100 мм, а в Сызрани – до 200 мм. И это при том, что обычная норма для нашего региона – 48 мм. Но и при этих высоких показателях разрушительных последствий после ливней не было. В Крымске, по официальным данным, перед трагедией выпало более 300 мм осадков. Причем надо иметь в виду, что город расположен в предгорной местности, к нему сходятся потоки из многочисленных ущелий. Не случайно местное население отмечало, что подобные катаклизмы после дождей там бывали и прежде. А у нас в Самарской области совсем другой рельеф, вода не стекает отовсюду к одному населенному пункту», - приводит аргументы начальник Самарского гидрометцентра Людмила Анурова.

Олег Бойко подтверждает: «Да, и рельеф у нас иной, и гидрологическая обстановка. В пору сильных дождей и особенно паводка больше всего проблем приносят не волжские водохранилища, а малые реки. Так что они требуют повышенного внимания».

Олег Леонов заверил: «На Куйбышевское и Саратовское водохранилища дождевой поток существенного влияния не оказывает».

Надо понимать, ливень для Волги – капля в море. Но, как бы там ни было, все согласны: человек вооружен только тогда, когда предупрежден. Будет своевременная и достоверная информация – будет и большая вероятность избежать трагедий.

Факт
В 2010 году Жигулевская ГЭС в очередной раз получила декларацию безопасности сроком на 5 лет.

Перед каждым паводком Ростехнадзор в обязательном порядке проводит на станции техническое обследование.

Справка
ГУ МЧС по Самарской области ведет переговоры с операторами сотовой связи о возможности оповещения населения о ЧС с помощью SMS-сообщений. Пока переговоры притормозились, операторов интересует финансовый вопрос. То есть у нас в губернии решение не принято. А в стране подобный опыт уже есть.

Полезная информация
Во время дождя 100 мм осадков равны 10 ведрам воды на 1 квадратный метр.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления