Мэрия Самары продолжает наводить порядок на рынке наружной рекламы. В прошлом году было демонтировано 720 незаконно установленных рекламных конструкций, в этом году с улиц города планируется убрать 950 щитов и афишных досок. Новые объекты в Самаре будут появляться в соответствии со специально разработанной схемой. А за право на их использование предпринимателям предстоит побороться на торгах.
Продолжение начатого
Масштабную «зачистку» на рынке наружной рекламы самарская администрация начала еще в прошлом году. Первоначально действия властей носили точечный характер - по решению судов в разных районах города были снесены отдельные незаконные конструкции, а их владельцы подвергнуты штрафам. Затем власти муниципалитета решили в корне изменить ситуацию: санкционировали и произвели демонтаж 720 незаконно установленных объектов. Среди них было 167 рекламных щитов 3х6 м, 544 афишных доски и девять остановочных павильонов с размещением рекламы.Как сообщили в департаменте благоустройства и экологии Самары, эти мероприятия несколько приостановил незаконную установку новых билдбордов, тем не менее единичные случаи нарушения продолжают встречаться.
«Мы занимаем согласованную с мэрией позицию в этом вопросе. Весной дума направила в администрацию города решение о централизации ответственности за рекламный рынок в одном месте - в департаменте по благоустройству и экологии. Проблема должна решаться планомерно, так как она копилась годами. Я знаю, например, что в 2011 году даже возникали криминальные ситуации, когда отдельные владельцы рекламных конструкций пытались оказать силовое воздействие», - рассказал председатель Самарской городской думы Александр Фетисов.
Несмотря на проведенную в прошлом году работу количество щитов и афишных досок в городе все еще остается непомерно большим. Всего в Самаре на учете стоят 3 404 рекламных конструкции, из них половина установлены самовольно либо срок разрешения на их установку истек.
На этот раз мэрия готовится убрать 950 конструкций. В настоящее время администрация города формирует техническое задание на проведение работ по демонтажу 380 рекламных щитов 3х6 м, 500 афишных досок и 70 конструкций до 12 кв. м.
«Я положительно отношусь к инициативе мэрии. Щитов в городе действительно очень много. Особенно тех, которые нарушают все стандарты, например нависают над дорогой. Сейчас в городе порядка 3,5 тыс. щитов, я думаю, что 1,5 тыс. вполне достаточно. Причем щиты должны быть так назывемого «сити-формата», то есть 1,5 метра на 60 см», - считает депутат думы Самары Сергей Арсентьев.
По новым правилам
21 июля 2012 года вступило в силу постановление администрации Самары «Об утверждении порядка выдачи разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа Самара». Согласно документу, предприниматели могут обратиться в департамент благоустройства и экологии с заявлением на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции. Рекламные площади будут распределяться на конкурсной основе. Заявки предпринимателей будут оцениваться специальной комиссией, и организация, предложившая наиболее выгодные условия, будет признана победителем. «Любой аукцион приведет к увеличению стоимости размещения рекламы. Думаю, что большинство рекламных площадей будет занято все же крупными сетевыми ритейлерами. При этом местным брендам придется искать креативные решения, которые сделают их рекламу узнаваемой», - полагает директор рекламного агентства «Big brand» Евгений Стрелков.
Президент рекламно-издательского холдинга «Абсолют» Михаил Расторгин считает, что главная задача, которую должна решить мэрия при проведении торгов - обеспечить максимальную открытость данной процедуры. «Существует проблема оповещения рекламных агентств о грядущем конкурсе. В основном, информация о торгах проходит незаметно. В идеале администрация города должна сама извещать рекламные агентства о предстоящих аукционах, если она действительно заинтересована в получении прибыли», - высказал он свое мнение.
Без ущерба для города
В целях упорядочения рынка рекламы Самары администрация муниципалитета разработала схему размещения рекламных конструкций на территории города, сейчас она проходит процедуру согласования. По этому документу, уже установленные рекламные конструкции, либо те, которые будут появляться на улицах города по результатам проведенных конкурсов не должны нарушать сложившийся архитектурный облик города. Также эти объекты должны соответствовать требованиям безопасности движения транспорта и законодательству об объектах культурного наследия. Кроме того, при разработке схемы администрация Самары учитывает требования к объектам наружной рекламы по протоколу подготовки и проведения чемпионата мира 2018 года по футболу.
«Схема расположения рекламных конструкций должна была появиться в городе уже давно, - считает председатель комитета по развитию городской инфраструктуры и ЖКХ думы Самары Николай Скобеев, - конечно, необходимо руководствоваться и соображениями безопасности, ведь были случаи, когда конструкции приносили ущерб горожанам, даже угрожали здоровью или жизни. Причем разрабатываться схема должна с учетом мнения всех заинтересованных сторон - департамента строительства, ГИБДД, горожан и самих представителей рекламного рынка».
«В Самаре действительно очень много рекламных щитов. Я думаю, мэрии нужно начать с выбора мест, где можно устанавливать рекламу. Если, например, на те места, где сейчас установлены щиты будут проводиться торги, то их количество в городе не уменьшится и они так и будут «украшать» город, - полагает Михаил Расторгин. - Нужно выработать четкую схему - где можно размещать рекламу, какое расстояние должно быть между рекламными конструкциями. Кроме того, на незаконных щитах можно наклеить полосу шириной 50 см с надписью «незаконный щит» и к этой компании не уже не пойдет ни один рекламодатель».
Евгений Стрелков, директор рекламного агентства «Big brand»: «Я уверен, что город пресыщен рекламными конструкциями. В некоторых местах их настолько много, что они перекрывают друг друга так, что даже не видно, что именно расположено на самом щите. К примеру, очень много их на ул. Ново-Садовой и, кроме того, там они перекрыты деревьями. Думаю, будет лучше, если таких конструкций станет меньше, но они будут качественнее. По моему мнению, и сами конструкции нужно делать более достойными - хотя бы привести к единому виду, чтобы они не портили архитектурный облик города».
Александр Фетисов, председатель Самарской городской думы: «У нас в городе рекламных конструкций не то что много, их слишком много. И при этом сейчас город фактически ничего не получает в бюджет от установленных рекламных конструкций. Если рынок будет упорядочен, то это пойдет только на пользу городской казне. Кроме того, сам рекламный рынок станет прозрачным. То, что было сделано мэрией в прошлом году, конечно, заметно. Но в этом вопросе нужна планомерная работа, чапаевским наскоком эту проблему не решить».
Aвторы: Ольга Гальчинская, Наталья Крайнова, Максим Ромашов