За последние годы расценки на услуги операторов мобильной связи значительно снизились. Участники рынка объясняют это развитием технологий и ростом потребления мобильного Интернета. Кроме того, претерпела изменения и структура расходов абонентов.
Самая дешевая услуга
За последние пять лет стоимость услуг мобильной связи постоянно снижалась. Эту тенденцию отмечают все операторы.
«Сотовая связь - одна из немногих областей бизнеса, где, несмотря на инфляцию, за последние пять лет снизилась цена услуг, – отмечает директор Самарского филиала ОАО «ВымпелКом» Константин Чудаков. - В среднем снижение цены произошло более чем на 20%. Это связано с развитием рынка телекоммуникаций».
Директор по связям с общественностью Поволжского филиала ОАО «МегаФон» Елена Харитонова также предлагает сравнить телеком с другими секторами экономики.
«Мобильная связь - это, пожалуй, единственный ресурс, который для потребителя дешевел последние десять лет, - подчеркивает она. - Конкурентная ситуация в России привела к тому, что у нас услуга мобильной связи – одна из самых дешевых в мире: в среднем в день человек тратит на нее порядка 9 рублей. Для примера – на проезд в общественном транспорте мы ежедневно тратим в несколько раз больше. Это происходит за счет того, что мы совершенствуем свои продукты и стараемся создать индивидуально выгодные предложения».
Специалист по связям с общественностью ОАО «МТС» макрорегион «Поволжье» Екатерина Карпова сообщает, что наиболее существенно снизилась стоимость мобильного доступа в Интернет. «Например, если в 2008 году пакет интернет-трафика в1000 Мб на тарифном плане для активных интернет-пользователей «МТС-Коннект» стоил 1500 рублей, то сегодня абонент МТС может пользоваться безлимитным мобильным Интернетом всего за 150 рублей в месяц. Снижение стоимости услуг стало прямым следствием роста потребления мобильного интернета и развития технологий, – поясняет специалист. – Кроме того, МТС регулярно снижает тарифы на звонки для абонентов в Самарской области. Важным шагом МТС в этом направлении стало предоставление возможности абонентам общаться внутри сети бесплатно. Так, абоненты МТС в рамках тарифного плана «Супер МТС» получили возможность общаться внутри сети Самарской области абсолютно бесплатно без каких-либо дополнительных условий. А при пополнении баланса на 100 рублей в месяц абоненты тарифа «Супер МТС» могут также бесплатно звонить на номера МТС по всей России. При этом сумма, на которую абонент пополнил счет, может быть потрачена на оплату любых других услуг связи».
Стабильные затраты
Но, несмотря на снижение цен, сумма ежемесячных расходов среднестатистического абонента Самарской области за последние годы уменьшилась незначительно. Просто за те же деньги он получает гораздо больше.
«В среднем наши абоненты тратят порядка 300 рублей в месяц, - рассказывает Константин Чудаков. - За последние пять лет эта цифра немного уменьшилась, но не так значительно, как снизились цены на голосовые услуги. Уменьшение средних затрат абонента составило пару процентов. Таким образом, за счет увеличения продолжительности исходящего вызова и появления новых дополнительных услуг, например, мобильного Интернета, средние затраты наших клиентов остались практически на том же уровне».
Елена Харитонова приводит следующий расчеты: «По нашим многолетним наблюдениям, абоненты МегаФона в среднем тратят на связь стабильную сумму – 250-290 рублей. Этот показатель практически не изменялся за последние пять лет. Согласно официальной информации, инфляция за последние пять лет составила минимум 40%, при этом затраты абонента на связь практически не изменились. Однако сегодня за те же деньги абонент получает намного больше услуг: разговаривает в 1,5 раза больше, пользуется мобильным Интернетом и дополнительными сервисами. При этом в последние три года интернет-трафик ежегодно практически удваивается», – поясянет эксперт.
Так, в июне 2012 года средний счет поволжского абонента МегаФона составил 290 рублей. В среднем за эти деньги абонент в месяц проговаривает более шести часов голосовой связи, «прокачивает» 550 Мб интернет-трафика и пользуется дополнительными услугами.
По словам Екатерины Карповой, чек среднего абонента МТС за услуги связи за прошедшие пять лет существенно не изменился, но значительно изменились доли телекоммуникационных услуг в нем. «Доля голосовых сервисов в среднем чеке снизилась, а доля услуг передачи данных, мобильной коммерции и других дополнительных сервисов значительно выросла. Причина таких изменений – значительных рост числа пользователей мобильного интернета среди абонентов МТС», – уверена Карпова.
Перераспределение долей
Хотя расходы абонентов на мобильную связь остались почти на прежнем уровне, существенно поменялись их предпочтения. Впрочем, несмотря на активный рост потребления мобильного Интернета, голосовые услуги по-прежнему востребованы.
«Сейчас, как и пять лет назад, основную часть средств со своего счета абоненты тратят на голосовые услуги. С каждого потраченного рубля на них приходится около 70 копеек, – сообщает Константин Чудаков. - Остальные средства уходят на дополнительные услуги, среди которых популярней всего мобильный Интернет. На него тратится примерно 10% средств. Он обогнал по популярности даже SMS-сообщения, которые когда-то были самой востребованной дополнительной услугой. Сейчас абоненты на них тратят 7% своего счета. На MMS уходит только 0,3%».
Конечно, если сравнивать с 2007 годом, то соотношение изменилось.
«Пять лет назад на голосовые услуги тратили на 6% больше, - поясняет Чудаков. - За это время технологии шагнули вперед. В 2008 году в коммерческую эксплуатацию в Самаре была запущена сеть третьего поколения, открывшая большие возможности мобильного доступа в Интернет. Также за это время увеличилось число зон Wi-Fi. Абоненты стали выходить в сеть не только из дома, но и со своих мобильных устройств. Используя смартфоны, они смотрят в глобальной сети видеоролики и целые фильмы, слушают радио в Интернете. За это время выросла популярность социальных сетей, которые стали альтернативным способом общения. Все эти факторы определили популярность мобильного Интернета и снизили затраты на голосовые услуги».
Екатерина Карпова отмечает, что с 2009 года средний ежемесячный интернет-трафик абонентов МТС в Самарской области вырос в 300 раз.
«Спрос на мобильный Интернет по-прежнему остается высоким. Суммарный интернет-трафик, переданный абонентами МТС в Самарской области в первом полугодии 2012 года, вырос по сравнению с первым полугодием 2011 года в 2,5 раза», - такие данные приводит специалист.
Что касается будущего цен на мобильную связь, то, например, как считает Константин Чудаков, цены будут соответствовать рынку и сложившейся конъюнктуре.
«Также мы не исключаем возможность снижения цены на отдельных направлениях, например на тарифах для определенных групп аудитории», - полагает эксперт.
Елена Харитонова, директор по связям с общественностью Поволжского филиала ОАО «МегаФон»: «Сегодня мы наблюдаем постоянный рост потребления услуги мобильной передачи данных. Это происходит в силу большего распространения смартфонов, которые предполагают более активное использование возможностей мобильной связи. И также потому, что «МегаФон» первым среди федеральных мобильных операторов предложил жителям Самары услуги Интернета четвертого поколения (4G). Сейчас высокоскоростным мобильным Интернетом 4G пользуется более 1000 абонентов оператора.
Второй драйвер роста - контент. Появляются новые музыкальные треки, игровые приложения, которые привлекают многих наших абонентов. Потенциал этой услуги далеко не исчерпан».
Константин Чудаков, директор Самарского филиала ОАО «ВымпелКом»: «Сейчас мобильный Интернет является самой популярной дополнительной услугой. Многие абоненты предпочитают не совершать длинные исходящие звонки, а использовать возможности мобильного доступа в Интернет и общаться с помощью сервисов глобальной сети. По статистике, сегодня 60% времени пользователи смартфонов посвящают мобильному Интернету: социальным сетям, играм, навигации и другим сервисам, хотя эти услуги появились сравнительно недавно. Поэтому мы прилагаем усилия, направленные на удовлетворение этих потребностей. Однако исключать важность голосовых услуг пока не стоит. В нашем регионе основную часть средств абонент использует именно на звонки».
Aвтор: Татьяна Матвеева