В ближайшее время федеральное правительство направит в Госдуму проект закона «Об образовании РФ». О том, насколько изменится система образования после принятия документа, какие изменения претерпят государственные стандарты образования и какие гарантии получат педагоги и дети после вступления нового закона в силу, в интервью 63.ru рассказал министр образования и науки Самарской области Дмитрий Овчинников.
– Этот документ обсуждали на протяжение двух лет. Так что же все-таки будет представлять из себя новый закон?
– В первую очередь, хочу отметить, что этот документ обсуждали практически всей страной. Думаю, это было очень правильное решение правительства Российской Федерации – вынести его на широкое обсуждение не только педагогической общественности, но и всего общества в целом. К примеру, в Самарской области на сегодняшний день 120 тысяч ребятишек ходят в детские сады, еще 282 тысячи детей посещают школы, у нас более 85 тысяч учащихся начального и среднего профессионального образования и почти 120 тысяч студентов. И если учесть, что не только они заинтересованы в своем образовании, но и их папы и мамы, дедушки и бабушки, родственники, друзья и так далее, то фактически этот закон касается каждого жителя страны. И это очень здорово, что за эти два года у всех была возможность подать предложения. В итоге получилось, что все общество провело серьезную законодательную работу над этим законопроектом. Подчеркну, что более 17 тысяч поправок сформулировало население страны в основополагающий документ об образовании.
Отмечу, что сегодня у нас в стране действует закон об образовании, принятый в 1992 году. За это время Россия сделала гигантские шаги по развитию общества, мы живем в другой стране, не в той, которая была 20 лет назад. В том числе и перед образованием сегодня стоят другие задачи. Как раз для того, чтобы актуализировать эти задачи, еще раз уточнить основные формулировки законодательства об образовании, детализировать их, и разрабатывался новый закон. Подчеркну, что новый закон об образовании сохраняет все основные гарантии, сформулированные в предыдущем законе. Это бесплатность и доступность образования, право выбора образовательных программ и образовательных учреждений, получение образования на родном языке, а в нашей многонациональной стране это очень важно. Более того, эти понятия не просто сохранены, они усилены. Поэтому для разговоров о том, что образование в России теперь станет платным нет никаких оснований. Государство финансировало, финансирует и будет финансировать эту сферу в том объеме, который необходим для освоения государственных стандартов в образовании.
– Кстати, о государственных стандартах. Как сильно они изменятся?
– Да, стандарты поменяются очень значительно. В первую очередь, они обязывает применять новейшие технологии в образовательном процессе. Ведь достигнуть тех результатов в образовании, которых требует сегодня наша жизнь, невозможно на старом оборудовании, в старых условиях. Ведь, к примеру, понятно, что научить человека химическим опытам на пальцах невозможно. Это нужно объяснять в специально оборудованной лаборатории. Как и информатику невозможно изучать только по учебникам – нужны современные компьютеры. Поэтому сегодня государство выделяет серьезные финансовые ресурсы на модернизацию системы образования. К примеру, в этом году на эти цели Самарская область получила 920 миллионов рублей. Кроме того, мы продолжаем активно финансировать сферу образования из регионального бюджета. Мы продолжаем компьютеризировать школы, и, хочется сказать, что за ближайшие три года, во всех средних образовательных учреждениях появятся новые компьютеры. В этом году в два раза увеличилась сумма, выделяемая из областного бюджета на закупку учебников. Все первоклассники и второклассники губернии получат полные комплекты учебников совершенно бесплатно.
Правильно и то, что принимаемый документ ставит перед образованием задачу по повышению социального статуса учителя. Кстати, и в этом направлении Самарская область уже работает не первый год. Это и введение отраслевой системы оплаты труда, и ежегодное увеличение заработной платы учителей. Так, в прошлом году в губернии удалось решить очень важную задачу, а именно, довести зарплату учителей в школах до средних показателей в экономике региона – теперь эта норма закреплена в новом законе. Кроме того, принимаемый закон об образовании РФ обязывает регионы систематически поднимать зарплату работникам, занятым в сфере начального и среднего профессионального образования. А значит зарплаты педагогов, работающих в техникумах и колледжах, тоже будут расти.
– А что гарантирует новый закон непосредственно получателям образования?
– В законе отдельно прописаны нормы обучения одаренных детей. Особое внимание документ уделяет детям-инвалидам. Он гарантирует им инклюзивное образование, то есть получение знаний совместно с обычными детьми. В Самарской области такой опыт уже есть. Около 40% детей-инвалидов сегодня обучаются совместно с другими детьми. Кроме того, закон детализирует подготовку специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Теперь закон об образовании гарантирует общедоступность среднего профессионального образования. Если раньше в техникумы и колледжи надо было поступать на конкурсной основе, теперь же такое образование станет общедоступным, то есть вступительные экзамены сдавать не надо. По новому закону, если места по государственному заданию есть, то от молодых людей требуется только желание учиться. Все будет зависеть только от необходимости экономики региона в подготовке кадров того или иного направления. Целый сегмент закона об образовании будет посвящен дополнительному образованию. Еще одно важное направление, прописанное в документе, это государственное общественное управление в образовательных учреждениях и в образовании в целом.
– Что это такое? Расскажите поподробнее.
– Есть четкие установки, что в управлении образовательного учреждения должны принимать участие общественность и родительское сообщество. В Самарской области мы прошли долгий путь от общешкольных родительских собраний до попечительских, а затем и управляющих советов. На сегодняшний день такие советы есть практически в каждом учреждении губернии. У них большие полномочия, благодаря которым можно влиять на жизнь образовательного учреждения. Другое дело, что иногда эти органы управления остаются формальными. Однако я думаю, что нам просто необходимо время для того, чтобы воспитать людей, которые открыто проявляют свою гражданскую позицию и заинтересованы в улучшении образования.
– Если говорить о дошкольном образовании, нашла ли эта область отражение в новом законе?
– Конечно. Новый закон либерализует набор возможностей получения дошкольного образования. Это и семейные группы, и частные детсады. В нынешнем законе такого нет. Кроме того, в новой редакции четко прописана обязанность субъекта РФ и муниципалитетов делать дошкольное образование максимально доступным.
– А как сами учителя относятся к новому закону?
– В законе очень четко прописан правовой статус педагогического работника, расширены его социальные гарантии. Про зарплату я уже сказал. Очень четко определены его права и обязанности. Я думаю, что эта детализация пойдет только на пользу педагогам. Еще хочется отметить, что в прошлом году на августовском педсовете мы очень подробно с педагогической общественностью области обсуждали готовящийся закон об образовании. Поднималась эта тема и на круглых столах и окружных конференциях. Мы подробно разобрали документ, выслушали мнения педагогов. Конечно, были и предложения. Кстати, часть этих предложений вошла в третью редакцию закона об образовании.
– Если не секрет, какие конкретно предложения педагогов Самарской области вошли в новый закон?
– Таких предложений было несколько десятков. И многие из них учли в законе. Например, в документ вошла предложенная нами формулировка качества образования. По нашему предложению детализировали понятие малокомплектной школы. Кроме того, в законе учли наше предложение о необоснованном лишении субъекта Российской Федерации права осуществлять полномочия учредителя созданных ранее и действующих на момент принятия законопроекта высших учебных заведений. Такое учреждение у нас есть, это академия Наяновой. И за нами такое право сохранили. Поправки в закон об образовании активно обсуждал и совет ректоров губернии. И вот их предложение о целесообразности назначения стипендии студентам, обучающимся по основным профессиональным программам, в зависимости от успехов в учебе также нашло отражение в третьей редакции закона.
– Дмитрий Евгеньевич, развейте, пожалуйста, слухи о том, что по новым стандартам родителям придется доплачивать за те предметы, которые раньше были обязательными?
– Стандарты вводятся поэтапно. Но мы в Самарской области уже почти четыре года реализуем стандарт старшей профильной школы, который вся страна введет только через несколько лет. Что же такое старшая профильная школа? Это возможность перехода от классно-урочной системы к системе выстраивания персональных педагогических учебных планов практически для каждого ребенка. Есть некий набор учебных часов, которые не могут менять ни министерство, ни школа, ни кто-либо еще. Это русский, математика и так далее. Весь остальной набор предметов молодой человек может добирать. Подчеркну, что для учеников это абсолютно бесплатно. Мы общаемся с родителями, и они признаются, что не испытали никаких дополнительных нагрузок – финансовых или организационных. Причем, количество часов не увеличивается, а значит не растет и нагрузка на ребенка.
Причем хочется подчеркнуть, что мы организовали старшую профильную школу не в гимназиях, а в обычных районных школах. И результаты введения такого стандарта уже налицо. 87% школьников, которые выбрали профиль в школе, пошли учиться в вузы именно по этому профилю. 85% молодых людей, которые прошли через профильную школу (а это две трети старшеклассников области), получили баллы по предметам, которые они выбрали, выше, чем в среднем по стране. Это значит, что наши выпускники могут успешно конкурировать и конкурируют с выпускниками по всей России. А главное, профильная школа готовит ребенка к возможности выбора, причем выбора рационального, а не эмоционального.
– Ни для кого не секрет, что сегодня область, как и вся страна в целом, нуждается в специалистах рабочих профессий? Что делается для того, чтобы изменить эту ситуацию?
– В губернии действует программа развития начального и среднего профобразования. В рамках нее реализуются важные мероприятия. Мы знакомим выпускников с их будущими работодателями в рамках проекта «Открытый урок». Мы заключаем трехсторонние договоры с предприятиями реального сектора экономики. По ним на последнем курсе техникумов и колледжей ребятам выплачивают дополнительные стипендии, они проходят стажировки и практики на предприятиях, а когда они официально трудоустраиваются на предприятия, они получают подъемные в 160 тысяч рублей.
Еще один проект, который мы реализуем на протяжение 10 лет, это независимая сертификация соответствия выпускников. Мы попросили работодателей о том, чтобы они сформулировали свои претензии к качеству подготовки специалистов начального и среднего профессионального образования. Все их претензии мы обобщили и включили в учебные планы и программы. Сегодня как дополнение к стандарту мы даем их практически во всех крупных учреждениях области. В комиссию независимой сертификации мы приглашаем работодателей, и они смотрят, как ребенок справился с теми дисциплинами, которые вошли в предложения работодателей.
Что, в свою очередь, получает молодой человек? Во-первых, работодатели видят выпускников, и у таких выпускников нет проблем с трудоустройством. На мой взгляд, такая система также мотивирует молодых людей к осознанному выбору профессии.
Фото: Фото с сайта Rf-collection.ru