В этом году сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД РФ по Самарской области уже закрыли 36 криминальных нефтеврезок, что больше, чем в прошлом. По мнению самих силовиков, преступлений, связанных с хищениями нефти, стало бы меньше, если бы законодатели ввели запрет на перевозку нефтепродуктов по ночам.
Ночная засада
Отличились оперативники 4-го отдела управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД по Самарской области, курирующие Сызрань и Сызранский район. Как рассказал участник операции Вадим Васильев, в июле к ним поступила информация о том, что группа преступников из Самарской и Ульяновской областей по ночам откачивает бензин из нефтепровода «СНПЗ-Самара терминал». Врезку в трубу соорудили рядом с дачным массивом в районе реки Кубры.
«Чтобы проверить и при случае задержать преступников, ночью 20 июля мы с тремя коллегами устроили неподалеку от дачного массива засаду, - говорит Васильев. - Расположились в лесопосадке напротив. Для наблюдения в темноте взяли прибор ночного видения». В четвертом часу утра на грунтовой дороге остановился КамАЗ с железным бункером. «Из кабины вышли три человека, - продолжает Васильев. - Когда они открыли двери бункера, мы увидели внутри несколько пластиковых емкостей. Сразу стало ясно, что это и есть криминальные нефтеврезчики. Но спешить с задержанием мы не стали. Чтобы зафиксировать кражу, решили дождаться, когда наполнятся емкости».
А воришки, не подозревая, что находятся под колпаком сыщиков, достали из кузова длинный шланг, один конец которого прикрутили к врезке, а второй опустили в пластиковую емкость, и процесс перекачки пошел. Все бочки наполнились примерно в 3.20. Тогда Васильев крикнул врезчикам, что они окружены полицией, и приказал им оставаться на местах. Двое подозреваемых пустились наутек. Убегая, они открыли по полицейским пальбу из огнестрельного оружия. А их сообщник бросился в кабину КамАЗа, завел двигатель и попытался уехать. Но оперативник Сергей Бездухов запрыгнул на ходу в кабину грузовика. Тогда беглец остановил машину, спрыгнул на землю и бросился на сыщика. Несколько раз ударил кулаками в лицо и попытался вырвать пистолет. Во время потасовки произошел выстрел. Пуля по касательной чиркнула подозреваемого по руке. В этот момент оперативники его скрутили. Задержанным оказался 42-летний житель поселка Верхняя Маза Ульяновской области Вячеслав Бушуев.
«Мы вызвали оперативно-следственную группу, - говорит Васильев. - Следователи зафиксировали наличие врезки, изъяли шланг для перекачки топлива и указали в протоколе, что в кузове КамАЗа находится 10 емкостей, заполненных бензином АИ-92. По факту кражи в особо крупном размере возбудили уголовное дело». После задержания атакованному Бушуевым сыщику пришлось идти на прием к врачу. Среди прочих травм, синяков и ссадин медики зафиксировали у него черепно-мозговую травму. А Вячеславу Бушуеву медицинская помощь не понадобилась. Сейчас он арестован и дает признательные показания.
Во время следствия, по словам сыщиков, Бушуев указал место еще одной криминальной врезки, где качал бензин с сообщниками. Это признание стало дополнительным эпизодом в уголовном деле. Сейчас личности сбежавших сообщников Бушуева уже установлены. Их поимка лишь вопрос времени.
Лакомый кусок
В УЭБ и ПК ГУ МВД России по Самарской области рассказали, что в этом году полицейские обнаружили в губернии 36 криминальных врезок в магистральные трубопроводы, что на 11 больше, чем за семь месяцев прошлого года. Большим количеством фактов нефтеврезок в регионе обеспокоен и губернатор Николай Меркушкин. Ужесточить борьбу с хищениями «черного золота» он потребовал на недавней коллегии ГУ МВД по Самарской области. О сложной ситуации в этой сфере глава региона упоминал и на своей встрече с редакторами самарских СМИ 18 июля этого года. «В Мордовии эта проблема решена в 1996 году», - отметил он тогда.
«Мы анализируем ситуацию в других регионах, - говорит начальник 4-го оперативного отдела УЭБ и ПК Дмитрий Чеботарев. - Например, в Оренбуржье в этом году выявлено четыре врезки, в Ульяновской области три и в Татарстане три. Активизация нефтеврезчиков в нашем регионе объясняется тем, что тут имеется множество трубопроводов, есть мини-НПЗ, где похищенную нефть можно переработать и оформить на полученный продукт уже легальные документы. И в губернии есть спрос на такой товар». Криминальные нефтеврезки, по словам Дмитрия Чеботарева, полицейские находили в этом году в разных районах губернии. В Сызранском обнаружили 8, в Волжском 7.
«Ситуация ухудшилась в Кинельском районе, где мы нашли 3 врезки, - говорит Чеботарев. - А в прошлом году там выявили только одну. В Богатовском районе в этом году обнаружено две врезки, в Куйбышевском две и три в Безенчукском. Хотя в прошлом году в этих трех районах врезок не находили вовсе. Также в этом году врезки обнаруживали в Сергиевском, Кинель-Черкасском, Большечерниговском, Борском, Красноармейском, Краснояском, Нефтегорском, Похвистневском и Исаклинском районах. То есть там, где проходят трубопроводы. А вот в Новокуйбышевске не нашли ни одной».
Орудуют группами
Оперативники УБЭП и ПК констатируют, что в Самарской области преступники похищают в основном нефть и только в Сызрани - дизельное топливо и бензин. Причем оборудованием врезок занимаются организованные группы.
«В нашей области уже много лет не удавалось привлекать к ответственности организованные группы нефтеврезчиков, - говорит Чеботарев. - А в этом году мы довели до суда два таких дела: одно по Кинельскому району, второе по Борскому. Еще три уголовных дела возбуждены по кражам нефтепродуктов в Сызранском районе. Одно из них уже расследовано и рассматривается в суде, второе на стадии расследования и третье возбуждено совсем недавно. Также отправлено в суд уголовное дело по врезчикам из Волжского района. Я считаю, что преступлений, связанных с хищениями нефти, стало бы меньше, если бы законодатели ввели запрет на перевозку нефтепродуктов в ночное время, так как криминальные нефтеврезчики качают и перевозят их под покровом ночи».
Дмитрий Чеботарев, начальник 4-го оперативного отдела УЭБ и ПК: «Чтобы эффективнее пресекать хищения нефтепродуктов, мы постоянно изучаем, как действуют преступники, и постоянно совершенствуем методы противодействия. Эта работа приносит результат. Например, уже давно в губернии не регистрировались факты незаконной переработки нефти на мини-НПЗ. А в этом году по нашей разработке было возбуждено одно такое дело в отношении руководства Клявлинского НПЗ. Их завод раньше работал легально, но со временем их лишили лицензии, счета арестовали. И руководители НПЗ организовали сбыт нефтепродуктов через постороннее ООО. Так же в этом году с нашей помощью следователи возбудили уголовное дело по факту загрязнения окружающей среды мини-НПЗ в селе Большая Раковка Красноярского района. Подобные преступления раньше не выявляли».
Aвтор: Олег Новиков