Ректор СГЭУ рассказал о возможностях оптимизировать инвестиции в свое будущее
Современный рынок труда предъявляет повышенные требования к соискателям высокооплачиваемой и перспективной работы, поэтому сегодня все актуальнее становится лозунг «Обучение через всю жизнь» (lifelong learning). Одна из современных форм получения знаний – магистратура. Учитывая, что эта форма появилась в российской образовательной системе относительно недавно, пока не все до конца понимают ее преимущества. Разобраться в этом вопросе нам помог ректор Самарского государственного экономического университета (СГЭУ), доктор экономических наук, профессор Габибулла Хасаев.
– Габибулла Рабаданович, расскажите, что такое магистратура? Как она появилась в российской образовательной системе?
– Уровневая система образования появилась в Европе еще в 1999 году, именно тогда на конференции в городе Болонья министры образования 29 европейских государств, приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. В настоящее время Болонский процесс объединяет 47 стран Европы и Азии. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года, а в 2011 году переход к уровневому образованию стал в нашей стране полным и всеобъемлющим.
Образовательная реформа призвана повысить академическую мобильность студентов и профессоров, дать возможность выпускникам российских вузов учиться по международным стандартам и быть конкурентоспособными на рынке труда.
На данный момент в России имеются следующие уровни высшего профессионального образования: специалитет (5 лет), бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года).
Специалитет как самостоятельный уровень образования остался по направлениям подготовки, связанным с безопасностью – таким как «правоохранительная деятельность», «лечебное дело», «системы управления летальными аппаратами», «экономическая безопасность».
Бакалавриат – первый уровень новой системы, который дает объем профессиональных знаний, необходимых для работы линейного персонала, а магистратура это второй уровень, где даются глубокие специализированные знания, необходимые на руководящих позициях. СГЭУ осуществляет подготовку преимущественно по таким направлениям, где произошло такое разделение на бакалавриат и магистратуру.
– Получается, магистратура выпускает профессионалов с более углубленной специализацией, способных решать сложные задачи. Учитывая тот факт, что подготовка бакалавров только началась, кто сегодня может получить диплом магистра?
– Абсолютно верно, уровневая система получила широкое распространение только несколько лет назад, и до выпуска своих бакалавров у нас как минимум еще 2-3 года, поэтому мы формируем учебные программы магистратуры, ориентируясь на абитуриентов – специалистов с непрофильным образованием. Программы рассчитаны на людей, которые имеют карьерные амбиции, но их знания на первом этапе ограничиваются общими представлениями о направлении подготовки. За два года мы даем нашим магистрантам высоко концентрированную, максимально полную профессиональную образовательную программу в выбранной ими области.
Сегодня магистратура широко доступна всем, кто имеет высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом государственного образца – для них она будет являться вторым высшим образованием. Поступление в магистратуру СГЭУ происходит по итогам сдачи одного вступительного экзамена. Для тех, кто сомневается в своих силах, существуют подготовительные курсы, которые помогают структурировать знания и подготовиться к испытанию.
Через три года, когда в СГЭУ начнутся выпуски бакалавров, мы будем дифференцировать программы, ориентированные на вчерашних бакалавров, продолжающих свое обучение, и программы, ориентированные на специалистов, пришедших в магистратуру с непрофильными образованием.
К сожалению, сегодня существует проблема информированности абитуриентов о возможностях магистратуры. Не все понимают, что подготовка магистра это «штучный товар», и огромная индивидуальная работа с каждым абитуриентом.
– В чем преимущество получения второго высшего образования на факультете магистратуры?
– На факультете второго высшего образования после двух лет обучения студент получает диплом бакалавра. Не секрет, что сейчас идет полемика на тему законодательного признания разницы в образовании бакалавров и магистров. Есть мнение, что на госслужбе и в судебной системе необходимо дифференцировать позиции, которые может занимать бакалавр и магистр.
Стоит отметить, что магистратура – это продвинутый способ получить высшее образование международного стандарта, не обремененное так называемой общекультурной частью. Студент в рамках первого высшего образования уже освоил ее, а на втором уровне ему преподают только необходимые дисциплины, применяемые на практике. Такой подход оправдан, потому что он позволяет максимально эффективно распределять время, тем самым оптимизировать инвестиции в свое образование.
– Каковы особенности магистратуры СГЭУ?
– Одно из главных отличий нашей магистратуры это сдвинутое начало учебного года, синхронизированное с европейскими университетами. Для абитуриентов это означает, что занятия начинаются на два месяца позже, чем в других вузах, а прием документов на магистерские программы в СГЭУ завершается 15 октября.
Мы пошли на перенос начала учебного года, так как в СГЭУ есть бинациональные учебные курсы, которые мы реализуем совместно с университетами Франции, Германии и Испании. В Европе учебный год начинается середине октября, и перенос необходим для того, чтобы наши студенты имели возможность поехать на втором курсе в Европу и, при этом, у них не возникало ситуаций рассогласованности сроков защиты магистерских диссертаций.
Хочу отметить, что наш университет единственный государственный вуз в Самарской области, где магистры имеют возможность одновременно получить дипломы европейского и российского образца, причем обучение в Европе входит в стоимость обучения в магистратуре СГЭУ.
Другой неоспоримой особенностью магистратуры СГЭУ является внушительный перечень программ, причем все они имеют экономическую направленность и с каждым годом совершенствуются в соответствии с запросами времени. Появляются межкафедральные программы, которые интегрируют в процесс обучения компетенции разных областей знаний. С магистрантами работают доктора наук и профессора, которые активно участвуют в научно-исследовательской деятельности.
– Сколько человек обучается в магистерской группе? Какова общая численность обучающихся в магистратуре?
– Магистратура – это, по определению, обучение небольшими группами, которое предполагает сдвиг в область практической и самостоятельной работы. Объем лекционных занятий не превышает 30% учебной программы. 2/3 занятий – это практические семинары, которые тяжело проводить в больших группах.
В этом году мы выпустили 10 групп по четырем направлениям подготовки, это 88 человек. На данный момент закончили первый курс еще 170 человек – это 15 групп по пяти направлениям подготовки.
– Есть ли у вас бюджетный набор в магистратуру?
– В прошлом году нам было выделено 33 бюджетных места. В этом году мы получили 36 мест, из них 10 мест на экономику, 6 – на менеджмент, 7 – на торговое дело, 10 – на педагогическое образование, 3 – на юриспруденцию. Процесс поступления мы стараемся сделать максимально прозрачным: с этого года вступительные работы абитуриентов шифруются. То есть, предметные комиссии, которые проверяют конкретную работу, не знают, кто ее автор. Это исключает манипулирование процессом зачисления.
Для тех студентов, которые приходят к нам учиться на договорной основе, стоимость обучения установлена точно в соответствии с нормативом затрат на подготовку магистра, который определило Минобрнауки РФ на 2012/2013 учебный год – 70,6 тыс. рублей.
– В какое время начинаются занятия, если большинство студентов, получающих второе высшее образование, уже работают?
– Расписание строится исходя из интересов работающих студентов, и стандарты, которые жестко ограничивают объемы аудиторной работы, только помогают в этом. Обычно занятия проводятся по будним вечерам 2-3 раза в неделю с 18:30, и по субботам.
– Сегодня многие предприятия отправляют на обучение своих сотрудников с целью повышения их эффективности, у вас есть практика подготовки целевых групп магистров?
– Это очень важная тема, так как в университете есть возможность реализовывать комплексные образовательно-консультационные проекты. Если предприятие заинтересовано в повышении квалификации своих работников, оно может организовать подготовку целевой группы магистров. Учебный план очень гибкий, поэтому мы имеем возможность подстроить типовую программу под интересы конкретной компании или же разработать уникальную программу. Практические семинары можно проводить не в университете, а на территории предприятия, где сотрудники на занятиях будут решать реальные задачи, необходимые для успешного роста и развития бизнеса.
Но, что самое главное, магистратура уделяет большое внимание научно-исследовательским компонентам, т. е. формированию компетенций, необходимых для решения нестандартных профессиональных задач. Научно-исследовательская работа ведется в течение всего срока обучения – магистрант получает научного руководителя, который максимально соответствует его профессиональной области, и вместе с ним ищет решения профессиональных проблем. Получается, что внутри образовательного проекта компания получает консультационную поддержку.
Такой проект обойдется компании намного дешевле, чем внешний консалтинг. На группу из 10 человек компания за два года потратит меньше 1,5 млн. рублей, в то время как на консалтинг у нее может уйти 3-5 млн рублей. И, что немаловажно, в отличие от консалтинга, компания получит не разовую помощь внешних консультантов, а возможность постоянного решения проблем более образованными сотрудниками.
Факультет Магистратуры СГЭУ (846) 222-78-60.