В ближайшее время процесс организации выделенных полос в Самаре может перейти в активную стадию.
В недрах Государственной думы зреет очередной законопроект. Если он будет принят (а предпосылок к этому пока нет никаких), автомобиль, в котором находится три и более человек, приравняют к общественному транспорту. И получит такой автомобиль полное право занимать так называемые выделенные полосы. Большинство опрошенных нами самарцев выразили мнение, что подобный закон дискредитирует всю идею работы «выделенок». Однако также все опрошенные жители города уточняли: «А что, в губернской столице есть дороги, на которых общественный транспорт имеет собственную полосу?».
К слову, такие дороги у нас и правда существуют. Только их число не просто незначительно, а пока ничтожно мало. Речь идет о проспекте Кирова, трамвайном повороте на Полевой и Зубчаниновском шоссе. Хотя, на последнем участке выделенная полоса задумана не была, а, скажем так, сложилась исторически. Однако, в ближайшее время ситуация начнет меняться. О точной дате и сумме финансирования пока говорить рано. Но первоначальная, исследовательская работа, уже подходит к концу.
Мы уже писали о работе компьютерной транспортной модели PTV Vision, запущенной в губернской столице. Напомним, в ней учитываются количество единиц легкового, грузового транспорта, количество остановок, количество пассажиров, количество их поездок, время поездок, направление и многое другое, без чего подобная модель мегаполиса была бы неполной. Модель позволяет спрогнозировать дорожную ситуацию при изменении любого из параметров. К примеру, как может повлиять на дорожное движение строительство нового жилого комплекса, или каким образом нужно скорректировать движение транспортных потоков, при возникновении пробок, на отдельных городских магистралях.
По нашей информации, в последний день августа разработчики отчитаются о первых итогах работы этой компьютерной модели. Более того, по мнению экспертов, благодаря этой системе можно будет создать (и впоследствии реализовать) план тех самых выделенных полос. Работа эта будет вестись в рамках Стратегии развития транспортного комплекса Самары.
По мнению сопредседателя общественного движения «Город и транспорт» Антона Буслова (известного своей приверженностью к такому виду транспорта, как трамвай), в первую очередь, выделенные полосы надо отдать именно трамваям. Самое интересное, что, рассуждая и на тему «выделенок», приходится отталкиваться от такого пока еще эфемерного события, как проведение в Самаре этапов ЧМ по футболу-2018. По мнению Антона Буслова, в этот период придется перевозить несколько десятков тысяч болельщиков. По некоторым данным их число составит что-то около сорока тысяч человек в день. При существующей транспортной системе городской столицы осуществить эти перевозки будет невозможно.
По мнению Антона Буслова, на данный момент важнее всего обеспечить выделение именно трамвайных путей. «Уже сейчас порядка семидесяти процентов линий в губернской столице находятся на обособленных полосах, – констатирует эксперт. – В идеале надо обособить еще около двадцати процентов. Уже со следующего года начнет работать городская целевая программа. И в ее рамках трамвайные остановки будут переноситься к центру полотна. То есть, будут созданы так называемые «острова ожидания».
Так же, по его словам, уже сейчас в Москве и Питере внедрены разграничения выделенных трамвайных полотен. Кстати, подобное ограждение сделано и в Перми. Однако пермские специалисты мировой и всероссийских опыт не перенимали, а пошли своим путем – «утопили» традиционные бордюры в асфальт, таким образом, сделав ограждение. В Самаре, скорее всего, пойдут по передовому пути. Ограждения будут из материала, чем-то похожего на резину, около пяти сантиметров в высоту, появятся дополнительные приборы видеофиксации, остановки перенесут, и к ним будут вести пешеходные переходы. Кстати, кроме разделительной функции, ограждение превратиться и в дорожную разметку. На данный момент известно, что все эти «разделительные» работы осуществлятся за счет городского бюджета. Однако пока программа детально не разработана, о сумме финансирования заявлять рано.
Антон Буслов, сопредседателя общественного движения «Город и транспорт»: «Идея плохая. Подобное решение сведет на нет эффективность фотофиксации. Дело в том, что в тех странах, где такой опыт применен, водитель при провозе двух-трех пассажиров, вывешивает на лобовое стекло определенный знак. Именно этот знак и «видит» фиксатор, а сколько реально людей в машине – не видит. Получается, что полагаться придется только на кристальную честность водителей. Что, наверно, в нашей стране пока не очень правильно».
Автор: Елена Ривлина, Виктория Сухарева