Город Вячеслав Гвоздков, директор и художественный руководитель Самарского драматического театра имени Горького: «Настоящих режиссеров в современных российских театрах можно пересчитать по пальцам»

Вячеслав Гвоздков, директор и художественный руководитель Самарского драматического театра имени Горького: «Настоящих режиссеров в современных российских театрах можно пересчитать по пальцам»

Через две недели в областной столице стартует новый театральный сезон. По традиции он начнется с премьер. Что ждать самарцам от нового сезона, и о том, какие изменения произойдут в театре, в интервью 63.ru рассказал директор и художественный руководитель САДТ имени Горького Вячеслав Гвоздков.

– Подведем итоги прошедшего года. Каким был минувший сезон для театра?

– Прошлый год был очень насыщенным для нашей труппы. Мы выпустили спектакль «Дон Жуан». Он пользовался успехом у зрителей и стал кассовым. Также мы выпустили спектакль «Август. Графство Осейдж». Это насыщенная семейная драма. В ней много драматических моментов, и в тоже время есть место юмору. На малой сцене у нас вышел спектакль «Приключения Юли и Наташи», который также идет с успехом. В прошлом сезоне у нас был довольно разнообразный репертуар. Играли мы на аншлагах. Так что, могу сказать, сезон удался.

– Какие в этом театральном сезоне будут премьеры?

– Первой премьерой этого сезона станет спектакль «Макбет». Его будет ставить постановочная группа из Литвы. Кроме того, мы планируем восстановить спектакль «Паночка», который не выходил из-за болезни и смерти актера Александра Амелина. Сейчас мы пробуем на его роль других актеров. Надеемся, что найдем артиста, который сможет отыграть вместо него и в спектакле «Лес». Но могу сказать, что заменить Амелина невозможно. Другие актеры просто будут исполнять его роль по-своему. Кроме того, мы приступили к работе над «Варварами» по мотивам пьесы Максима Горького. Сейчас начались репетиции постановки «Жестокие игры» по произведению Алексея Арбузова. Режиссер Федор Греков работает над спектаклем «Тестостерон». В октябре я планирую приступить к работе над пьесой «Побег из Шоушенка» по произведению Стивена Кинга. Материал довольно сложный. Раньше я начинал уже над ним работать, но приостановил репетиции. Надеюсь, что «Побег из Шоушенка» выйдет в декабре.

– Какие театры при­едут на гастроли в Самару?

– У нашего театра возможны только обменные гастроли. До нового года мы их не планируем. Что касается гастролей других театров, у нас это не принято. В свободные дни мы иногда даем свою площадку другим артистам. Но мы очень избирательны в этом плане. У нас выступают только сильные интересные проекты или известные артисты.

– Планируют ли артисты САДТ имени Горького отправиться в этом году на гастроли?

– Сейчас идут активные переговоры с одним из французских театров. Возможно, наши артисты отправятся туда со спектаклями «Наша кухня» и «Дон Жуан».

– В СМИ появилась информация о том, что в драматическом театре скоро начнется реконструкция. Так это или нет?

– Здание нашего театра находится даже не в плачевном, а в катастрофическом состоянии, и это факт. Ремонт в театре не проводился с 60-х годов. На протяжении нескольких лет нас преследуют коммунальные напасти. Старая крыша постоянно течет и создает неудобства для работы труппы. Я руковожу театром уже около 17 лет. Все эти годы мне приходится уделять уйму времени не творчеству, а решению коммунальных проблем. Кроме того, у нас морально устарела сцена, которая нам просто жизненно необходима. Она дает простор для творчества режиссера. Сейчас зритель стал избалованным различными красочными шоу, спецэффектами и фильмами в 3D. Конечно, мы можем предложить хорошую актерскую игру. Но форма в данном случае также имеет значение. Планируется, что реконструкция начнется не ранее 2013 года. По нашим подсчетам, сумма, которая потребуется на реконструкцию, составит около 1,5 миллиардов рублей.

– Что нужно изменить в интерьере театра?

– В срочной реставрации нуждается фасад здания. Кроме того, нам не хватает помещений. При театре существует школа-студия для молодых актеров. Сейчас нам недостаточно места для проведения репетиций. Нужно расширять пристрой к театру. Особое внимание мы уделим сцене. После реконструкции она должна прослужить не менее 20-30 лет. Мы хотим установить сцену, которая не будет уступать нью-йоркскому Бродвею. На нее и будут потрачены основные средства. Мы не планируем вкладывать денег в люстры, кресла и прочие мелочи. Театр может нормально существовать и без всей этой мишуры.

– В этом году в театре произошло трагическое событие – умер Александр Амелин. Какой актер может его заменить на сцене?

– Амелина заменить невозможно. Амелин – это явление в российском театре. Во многом он был лидером в труппе. У него был колоссальный авторитет, и всего его слушались и доверяли ему. Амелин в высшей степени профессионал. Поэтому все молодые актеры прислушивались к его советам и замечаниям, и никто не относился к его наставлением с пренебрежением. Труппа очень сильно переживает из-за смерти Саши. Планируется, что 4 и 5 ноября в нашем театре пройдут вечера Александра Амелина. Мы покажем представление бесплатно для тех, кто принял участие в сборе денег на операцию для Саши.

– Болезнь подкосила другого актера театра Олега Белова. Каково сейчас его состояние?

– Сейчас Олег восстанавливается. Он проходит в больнице курс реабилитации.

– Что бы вы могли ска­зать о самарском зрите­ле?

– Самарцы воспитаны на классическом русском театре. Наши зрители подготовленные и хорошо разбираются в репертуаре. Приятно, что к нам в последнее время приходит очень много молодежи. Раньше театр посещали в основном женщины лет 40-50. Сейчас ситуация кардинально изменилась, и в последнее время мы видим очень много молодых пар. Я наблюдал ситуацию в других городах, в которых люди не ходят в театр, или его нет вовсе. Там местные жители разговаривают междометиями или матом, а спектакль называют концертом. Самарский зритель в этом плане гораздо более образован.

– Какие у вас любимые театры?

– Мне очень нравился театр Петра Фоменко. Это, пожалуй, самый мой любимый театр в России. К сожалению, Фоменко – блестящий режжисер и педагог, ушел из жизги. Из европейских театров больше всего мне нравится лондонский. Я часто бывают на премьерах в Великобритании. Бывают интересные постановки во французских театрах. Италия и Германия в последнеее время сдали свои позиции. У наших братьев славян в театральной жизни идут те же негативнеы процессы, что и у нас. Сильные режиссеры умирают, а молодое поколение, которое приходит к ним на смену, не имеет достаточной квалификации.

На мой взгляд, у режиссера должны быть особые данные. В мое время на режиссерский факультет набирали людей с опытом работы актером и с высшим образованием. Сейчас подобное невозможно из-за того, что второе образование у нас в стране всегда платное. Обучаться режиссерам приходят школьники 17-18-лет. У них нет ни жизненного, ни театрального опыта. Они еще дети и не понимают многих вещей. Безусловно, есть одаренные юные режиссеры, но чтобы они стали профессионалами, должно пройти очень много времени. Поэтому в последние годы настоящих режиссеров остались единицы. Их можно пересчитать по пальцам.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления