RU63
Погода

Сейчас+19°C

Сейчас в Самаре

Погода+19°

ясная погода, без осадков

ощущается как +18

5 м/c,

сев.

764мм 43%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,51
EUR 98,91
Город Один день кондуктора

Один день кондуктора

Наш корреспондент примерил на себя профессию самарского кондуктора

Надежда Янкина встала сегодня в три утра. У нее первая смена. На сборы - сорок минут, и она уже стоит на остановке, где ее ждет автобус МП «Пассажиравтотранс». На базу на ул. Блюхера, 28а она прибывает за полчаса до отправки. В 5.20 утра - отмечается у диспетчера, чтобы тот знал - автобус выходит в рейс полностью укомплектованным, получает билеты и терминал для обслуживания транспортных карт. Протирая заспанные глаза, я семеню вслед за ней.

Вот Надежда здоровается с водителем Дмитрием Шаповаловым, с которым работает уже больше двух лет. За это время она во всех мелочах изучила его манеру езды и знает, как нужно встать в салоне, чтобы удержать равновесие. Перебрасывается с ним парой шуток и прыгает в автобус 70-го маршрута.

Всего «на линию» выходит 17 машин - их распределяют по маршруту так, чтобы все самые ранние пассажиры приехали на работу вовремя. И вот наш автобус отправляется на конечную остановку маршрута - «Приволжский микрорайон».

Примета есть примета

5.50. В это время каждый будний день в салоне рассаживаются, как правило, одни и те же пассажиры. Здороваются.

- Как дела, Надюш, как настроение, здоровье?

- Все замечательно, спасибо. Надеюсь, вы тоже хорошо поживаете? (Получает утвердительный ответ).

- Ты нас на работу отвезешь, а обратно потом доставишь?

- Конечно, ведь вас же будут ждать дома.

Надежда продает первый билет и сразу прикидывает в голове, как сложится день. Да-да, у самарских кондукторов тоже есть свои приметы. Например, если первый пассажир дал 18 рублей без сдачи, то и смена сложится удачно. Если - нет, день пройдет с переменным успехом. Но на этот раз повезло и настроение у Надежды просто великолепное.

А вы какого цвета, товарищ?

6.20. Салон постепенно заполняется людьми. Основная масса едет две-три остановки, поэтому кондукторам раскачиваться некогда. К слову, Надежда настолько хорошо успела изучить разные типы пассажиров, что спокойно по лицу может определить, что вошедшие на «Шестой поликлинике» выйдут уже на «Воронежской». Поэтому в первую очередь спешит к ним. Ведь кондукторы для того и поставлены, чтобы «зайцев» на городских маршрутах не было. Впрочем, и сегодня встречаются отдельные персонажи, не желающие оплачивать проезд. Тогда Надежде приходится проявлять твердость характера. Как правило, в таких ситуациях она выходит победителем, но иногда бессовестного пассажира все же приходится высаживать из автобуса.

- Вообще самарцы - народ очень дисциплинированный, - говорит Надежда. Но тут же вспоминает несколько показательных историй. Самый распространенный прием, когда пассажир пытается показать кондуктору старый билет, купленный пару дней назад. Понятно, Надежда их совестит: «Зачем, мол, вы мне его показываете, вы что, с ним неделю будете ездить?» И тогда пассажиры сдаются.

Жуй, жуй - глотай

Нередко встречает кондуктор и тех, кто с энтузиазмом и аппетитом прямо в салоне поедает счастливые билетики.

В этот раз без шоу тоже не обошлось. На остановке «9 Мая» зашла худенькая девушка и, увидев, что ей «привалило счастье», хотела немедленно его проглотить, но Надежда предупредила, что билеты нужно сохранить до конца поездки: «Вот выйдете из автобуса, тогда и закусывайте своим «счастьем». Иначе кто потом будет контролерам доказывать, что вы оплатили проезд». Но при этом был момент, когда кондуктор сама дала пассажирке счастливый билетик со словами «Вам встреча предстоит», - и улыбчивая девушка в красном платье ответила: «Будем надеяться, что приятная»...

Пиковые часы

Тем временем на часах уже 6:30, и начинается утренний час пик, который на самом деле длится, как правило, до 9-10 часов. Практически все машины пытаются попасть с окраин в центр Самары, и на дорогах в этом направлении образуются серьезные пробки. Да и пассажиров в салоне автобуса хоть отбавляй. Второй раз за день такой же пассажиропоток приходится на промежуток с 16:00 до18:30 - когда все поедут обратно. Обычно пассажиры немногословны и смотрят в окно. Каждый погружен в свои мысли и не обращает внимания на окружающих. Вот заходит парень с маленьким сыном, и никто не уступает им место. Кондуктор предлагает свое. Папа осыпает Надежду благодарностями.

Наша героиня говорит, мол, давно заметила, как некоторые пассажиры частенько делают вид, что не видят ни зашедших пожилых людей, ни будущих мам, ни родителей с маленькими детьми. Поэтому порой ей приходится взывать к человеческой совести. Слава богу, пока еще частички совести у многих остались.

Щас спою...

Надо сказать, что в общественном транспорте ездят разные люди, но, к счастью, больше все-таки отзывчивых и веселых. Вот, например, на остановке «ул. Советской Армии» зашел улыбчивый долговязый парень с пышной шевелюрой и попробовал развеселить кондуктора.

- А давайте я вам спою, что-то вы скучно едете, - обратился он к Надежде после того, как получил билет.

- Пойте.

- Может, подпоете?

- Нет, я на работе, но с удовольствием вас послушаю.

Тогда парень без смущения затягивает старый хит про желтые тюльпаны, и настроение у всех пассажиров тут же поднимается.

Веселые попутчики

Вообще у Надежды во время дежурства возникает немало поводов для улыбок. Она припомнила случай, когда две девушки заявили, что кондуктор заряжает их хорошей энергетикой, даже попросили ее телефонный номер, сказали, что на предстоящий экзамен хотят поехать именно с ней, поскольку она приносит удачу, и они на экзамене гарантированно получат «хорошо» или «отлично».

Впрочем, в работе не обходится и без ложки дегтя. После того, как в оборот вошли железные десятки, стало тяжелее носить кондукторскую сумку. Иногда за смену набирается по два килограмма мелочи, а то и больше. Вот, например, за три круга, что они сделали сегодня до первого обеда (он с 10 до 11), наработали 3000 рублей. Из них 1500-1700 - мелочью. Так и до шейного хондроза недалеко. А еще после трудового дня от мелочи на руках образуется серый налет, и уже дома Надежда оттирает его пемзой.

Она нас считает

Кстати, про мелочь. Многие возмущаются, когда получают ее на сдачу. Конечно, Надежда старается сильно не нагружать своих пассажиров, но куда деваться, если почти весь размен у нее металлический... Впрочем, некоторые товарищи, особенно пребывая в плохом расположении духа, не упускают случая, чтобы нахамить кондуктору. Но по образованию наша героиня - педагог и знает, как нужно вести себя в таких ситуациях. Накопленный опыт, как правило, действует безотказно.

Не добавляет кондукторам здоровья и работа с терминалом. Если есть заболевания желудочно-кишечного тракта, то они начинают проявляться с новой силой. Ну и, конечно, сильно устают ноги. Ведь в течение одной остановки кондуктор обязан обилетить всех новых пассажиров. В часы пик - это задачка не из легких.

Вы спросите, как она умудряется всех запомнить? Хитрость очень простая. Надежда считает, сколько человек зашло в каждую дверь. Одна женщина, которая всегда садится на остановке «Антонова-Овсеенко», завидев Надежду, смеется: «Опять нас считать будут». А еще кондуктор запоминает обилеченных по глазам, одежде, по разным ярким аксессуарам.

Ударим пробками по обеду

Во время пробок, конечно, ей удается немного передохнуть. Традиционно в заторах автобус стоит на Авроре-Аэродромной, Советской Армии, Стара-Загоре на подъезде к Ново-Вокзальной и возле парка Гагарина. Правда, из-за них автобус не всегда идет по графику, но пассажиры к этому относятся с пониманием. Особенно те, кто постоянно ездит по 70 маршруту и уже знает, с каким запасом времени нужно выехать, чтобы не опоздать.

Из-за тех же самых пробок возникают проблемы с обедом. Если автобус часть времени, отведенного на него, простоял в заторе, то приходится перекусывать, как говорят, на бегу, а иногда и вовсе садиться на вынужденную диету. А ведь работают они по двенадцать часов. И рабочий день, в зависимости от времени начала смены, может закончится и в семь, и в девять вечера. После смены - выходной.

В среднем за смену маленький экипаж Надежды и Дмитрия делает семь кругов по своему, прямо скажем, некороткому маршруту, и перевозит около 1000 человек. Что, в принципе, соответствует поставленныму плану, от которого зависит зарплата. У кондуктора она может достигать 15000.

Пассажиры, зная, что работа у Надежды все время на ногах, стараются беречь своего доброго и улыбчивого кондуктора, говорят: «Сидите-сидите, мы сами к вам подойдем». Так приятно это слышать, особенно под вечер, когда все мысли уже о доме и отдыхе.

Автор: Юлия Куликова

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления