1 октября начался осенний призыв. Военкоматы отправят в войска чуть более 140 тысяч парней, что на 15 тысяч меньше весеннего набора. Это связано не только с демографической ямой, но и с нежеланием части молодежи идти в армию. Правительство обещает запустить так называемый социальный лифт - новые правила приема в вузы и на госслужбу, которые дадут преимущества демобилизованным из рядов Вооруженных сил.
Головная боль военкома
Владимир Путин подписал Указ от 29 сентября 2012 года № 1309 «О призыве в октябре - декабре 2012 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу». Таким образом он дал старт осеннему призыву 2012 года. И у военкомов по всей стране начались горячие деньки. В последние годы Минобороны испытывает проблемы с комплектованием Вооруженных сил призывниками. Наступила так называемая демографическая яма – призывного возраста достигают люди, родившиеся в начале 90-х, когда рождаемость в России катастрофически упала. На практике призвать военкоматы могут лишь меньшинство из них, поскольку большинство либо уклоняются, либо имеют отсрочки, либо по состоянию здоровья негодны к военной службе. Это объясняет снижение плана по призыву.
Только в Самарской области весной уклонистов было 600 человек, сейчас уже более 1500, причем больше всего несознательных молодых людей в Тольятти, Похвистнево, Самаре, Большечерниговском и Большеглушицком районах губернии. «Мы намерены совместно с правоохранительными органами разыскивать уклоняющихся от службы. В то же время, по итогам весеннего призыва, к административной ответственности за уклонение от армейской службы было привлечено всего 148 человек, - отметил военный комиссар Самарской области Александр Даньшин.
Армии не надо бояться
В последнее время Минобороны сделало многое для улучшения условий службы в армии. Это привело к тому, что молодой человек, призванный на год, избавлен от любых видов хозяйственных работ, чем грешила в свое время советская армия. Солдаты в принципе не используются больше нигде, кроме как на мероприятиях по боевой и физической подготовке. Они получили право на послеобеденный часовой сон, получили возможность пользоваться мобильными телефонами для связи с родными.
Наряду с гуманизацией правительство планирует сделать определенные льготы для тех, кто достойно отслужил срочную службу. Они получат возможность поступить на бюджетные места на внеконкурсной основе. А для тех, кто не прошел срочную армейскую службу, будут закрыты многие должности, связанные с госслужбой.
Правительство выполняет обещания
Владимир Путин еще в ходе предвыборной кампании пообещал повысить престиж военной службы, и в частности, вернуть армии роль социального лифта. Воинская служба, по его убеждению, должна превратиться из «повинности» в «привилегию».
На прошлой неделе премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что министерство обороны подготовило законопроект о предоставлении грантов на обучение военнослужащим срочной службы. «Законопроект предусматривает предоставление срочникам грантов на обучение в образовательных и научных учреждениях, включая зарубежные, а также преимущество при приеме на государственную гражданскую службу», – заявил Медведев. Сейчас преимущества предоставляются только тем отставным военным, кто участвовал в боевых действиях, был ранен, и на вступительных экзаменах показал отличные знания. Научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский говорит: «Это шаг вперед, по сравнению с предоставлением льгот по знаниям уволившимся в запас. Эта традиция предоставлять льготы по знаниям, честно говоря, была не очень хорошая. Получалось так, особенно в советское время: знаешь ты или не знаешь, готов или не готов к учебе, если отслужил, то тебе преимущество. А вот грант, денежная помощь – это другой вопрос». Во многих развитых странах спонсорство со стороны государства побуждает людей служить в армии. Подобные правила действуют, к примеру, в США и Израиле.
Василий Смирнов, заместитель начальника Генштаба: «Какие-то преференции для бывших солдат обязательно нужны. И они уже есть. Например, внеконкурсное поступление в вузы. Другое дело, что эта практика не всегда и не везде работает. Я полагаю, что все, что делается в интересах государства, военной службы и не противоречит нормативно-правовой базе, имеет право на жизнь».
Александр Каньшин, член Общественного совета при Минобороны: «Для ребят, кто будет служить в Вооруженных силах, служба должна быть социальным лифтом. У них должны быть преимущества и при получении грантов, и при обучении. Я это поддерживаю и думаю, что Общественная палата поддержит».
Aвтор: Татьяна Гриднева