Город Самарская область скорее жива, чем мертва

Самарская область скорее жива, чем мертва

Самарская область впервые в своей истории теряет статус донора и становится реципиентом, то есть получателем помощи из федерального центра в связи с официально признанной невозможностью расплачиваться по счетам бюджета самостоятельно. Об этом заявил губернатор Николай Меркушкин. Не все эксперты с ним согласны. Так что же принесет губернии статус реципиента?

Впервые о переходе вновь вверенной ему области из разряда доноров в реципиенты губернатор Николай Меркушкин заявил на XV пленарном заседании Самарской губернской Думы. Затем повторил и обосновал этот тезис на собственной пресс-конференции, состоявшейся в начале октября. По его словам, «если пять-десять лет назад доходы на душу населения в Самарской области были на 27% выше, чем в среднем по стране, а с учетом субсидий и до 50% доходило, то постепенно возможности стали соответствовать среднероссийским», а сегодня они вообще упали ниже единицы - коэффициента, принятого за норму.

- Поэтому, - рассуждает глава региона, - выход заключается в том, чтобы стяжать межбюджетные трансферты на выравнивание среднедушевого дохода. И приводит цифру в 182,7 млн рублей, отпущенных федеральным центром на выравнивание бюджетного дефицита в будущем году.

Путаница в терминах

- Определения «донор-реципиент» в современном законодательстве отсутствуют, - констатирует президент Национального института финансовых менеджеров Дмитрий Яковенко. - Более того, само понятие «реципиент» применять к региону, чей суммарный вклад в государственную казну в несколько раз превышает расход на собственное «содержание», мягко говоря, некорректно.

Действительно, согласно открытым источникам информации, например, данным официального сайта УФНС по Самарской области, только налоговых поступлений в прошлом году на территории региона собрано 238 млрд рублей. А по сведениям Национального института финансовых менеджеров, общая сумма налоговых и неналоговых поступлений приближается к 400 млрд рублей/год. При том что расходная часть бюджета области в 2012 году составит примерно 122 млрд рублей, т.е. меньше трети средств, собираемых на территории региона. «Другими словами, - рассуждает Яковенко, - о реципиентстве можно было заводить разговор в тот момент, когда Самарская область стала бы собирать меньше денег, чем на нее тратится. А такого пока не предвидится».

Тем не менее с будущего года губерния будет являться получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета, говорится в официальном ответе министерства управления финансами губернии. Это значит, что уровень бюджетной обеспеченности Самарской области, рассчитанный на 2013 год, сложился меньше средней величины по субъектам РФ. Для определения расчетного уровня бюджетной обеспеченности принимаются два показателя: индекс налогового потенциала и индекс бюджетных расходов.

Индекс налогового потенциала - это соотношение между расчетными доходами бюджета субъекта РФ на одного жителя и аналогичными показателями в среднем по России, говорится в документе минфина.

Согласно проекту Федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» в 2013 году Самарская область является получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в объеме 182,7 млн рублей, что составляет 0,2 % к прогнозному объему собственных доходов бюджета региона в 2013 году.

Наибольший уровень бюджетной обеспеченности остается у города Москвы и Тюменской области. С этим никто не спорит.

Почему это произошло

- За последние три года существенно снизился налоговый потенциал Самарской области и его доля в общем объеме РФ по таким основным налогам, как налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, акцизы на нефтепродукты, - сообщили в областном министерстве управления финансами.

По сведениям специалиста УК «Финам», кандидата экономических наук Ярослава Кабакова, промпроизводство в Самарской области в прошлом году выросло на 6%, производство автомобилей, прицепов и полуприцепов увеличилось на 13,8%, отгруженной продукции организаций, занимающихся добычей топливно-энергетических полезных ископаемых, в денежном выражении выросло на 34,2%. «В бюджетные ожидания на 2012 г. были, вероятно, заложены более высокие макроэкономические значения, но в текущей ситуации они пока не оправдываются, область стала реципиентом», - делает вывод он.

К тому же индекс промышленного производства в Самарской области за январь-август 2012 года составил лишь 101,4%, тогда как в целом по России - 103,1%, в том числе в обрабатывающих производствах - 100% и 104,8% соответственно, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды - 100,1% и 101,6%, говорится в отчете министерства экономического развития региона.

В случае с Татарстаном, в котором так же высока доля обрабатывающих производств, ситуацию вытягивает высокая цена на нефть в текущем году, считает Кабаков. Этот регион также в течение всей своей истории является регионом-донором. «Ульяновская и Саратовская области всегда (в российской истории) были регионами-реципиентами, но в связи с высокой долей обрабатывающих производств в них ситуация в текущем году может еще ухудшиться. Мордовия также практически всегда была дотационной и лишь в прошлом году за счет сельского хозяйства вошла в число доноров. Но на сей раз из-за низкого урожая может вернуться в число реципиентов», - прогнозируют в «Финаме».

- Однако ситуация далека от фатальной, - обнадеживает Кабаков. - Я полагаю, что при оптимизации расходов и наличии реальной поддержки планам правительства по ускорению темпов инвестиций до 7-8% в год со стороны финансовых и монетарных властей область сравнительно быстро, в ближайшие годы, вернет себе статус региона-донора.

Зачем и кому нужно

В Интернете заявление губернатора получило многословное трактование, основной вывод -желание главы региона получить легитимное право на «затягивание поясов» и «закручивание гаек». И эти постулаты, кстати говоря, получили глубокое одобрение в самых, как было принято говорить когда-то, широких массах. Почему?

Потому что упор был сделан на сокращении расходов на управленцах и их непрозрачных процедурах. «Ведь в случае признания региона реципиентом федералы могут определить нормативы - сколько мы можем тратить на власть, - заявил Меркушкин. - Иметь в губернской Думе людей, достойных списка Форбса (журнал, ежегодно публикующий рейтинг самых богатых людей мира. - Прим. ред.), - наверное, в сегодняшних условиях несправедливо и неправильно». Губернатор открыто назвал областной парламент «одним из самых дорогих среди субъектов РФ».

Что касается трат на управленческий аппарат, которые сейчас в Самарской области составляют более 7% от расходной части бюджета (аж 8,5 млрд рублей в год!), то по требованиям федерального Минфина для региона-реципиента они не должны превышать 4,3%.

К слову, призывы Меркушкина быть экономнее в расходовании казенных средств получили отклик. Гордума Самары устами своего лидера Александра Фетисова пообещала сократить расходы на свое содержание на 20%. По его словам, урезать расходы депутаты начнут с себя: прежде всего сократятся траты на представительские и компенсационные выплаты, планы по ремонту общественных приемных, расходы, связанные с освещением деятельности Думы вСМИ.

В губдуме тоже сделали выводы и, по сведениям губернатора, начали отказываться от зарплат, персональных машин и секретарш. Например, отказался от работы на платной основе председатель комитета по бюджету и финансам Алексей Ушамирский - первый из избранников областного заксобрания.

Что следует

Область становится ограниченной в бюджетных расходах, но в рамках этих ограничений она получает поддержку из федерального центра, говорится в ответе УК «Финам».

По мнению Яковенко, минусы в смене статуса региона - потеря права зарубежных заимствований (которые куда дешевле отечественных), а главное - невозможность распоряжаться собственной казначейской системой.

Губернатор не раз подчеркивал, что это никак не отразится на социальных выплатах: «Все утвержденные меры социальной поддержки будут работать. Они приняты по закону, и отменить их нельзя».

Вопрос заключается лишь в том, можно ли пересмотреть условия бюджетного договора между субъектом и Федерацией. «Сложившееся в соответствии с законодательством Российской Федерации соотношение удельного веса налогов, поступающих с территории Самарской области в федеральный бюджет и консолидированный бюджет региона, составляет 52% и 48% соответственно, - говорится в официальном ответе Минфина РФ на наш запрос. - Это обусловлено особенностями структуры налоговой базы, различиями в видах бюджетообразующих налогов для различных субъектов РФ вследствие влияния социально-экономических, демографических, территориальных и др. факторов».

То есть получается, что бюджетный договор пока пересмотру, похоже, не подлежит.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Даже «фишки» заполнять не нужно! Журналист побывал в поликлинике Тольятти и вышел в шоке — ему всё понравилось
Анонимное мнение
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси из Самары откровенно рассказал, что его бесит
Анонимное мнение
Мнение
Россияне съездили в страну гор и вина — Армению — и почувствовали себя дома: плюсы и минусы отдыха
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления