Скандал вокруг сокрытия депутатами Самарской губернской думы информации о своих доходах и коммерческой деятельности близится к завершению. Думская комиссия по этике провела внутреннюю проверку и установила, что представленные прокуратурой сведения не соответствуют действительности. Теперь народные избранники просят ведомство публично их опровергнуть.
Проверки деятельности депутатов Самарской губернской думы – процедура стандартная. Их проводят регулярно для предупреждения и профилактики коррупционных проявлений. Однако в этом году проверке и ее результатам было уделено особое внимание из-за скандала вокруг уже бывшего депутата Государственной думы РФ Геннадия Гудкова. Кое-что надзорному ведомству удалось «нарыть».
В сентябре этого года прокуратура Самарской области, в свою очередь, передала в губернскую думу информацию о том, что около трети депутатов являются учредителями коммерческих организаций. Для парламентариев, которые работают в думе на постоянной основе, это является нарушением закона.
Так, например, ссылаясь на данные управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, ведомство сообщило, что председатель комитета по бюджету, финансам, налогам, экономической и инвестиционной политике Алексей Ушамирский является учредителем 30 коммерческих организаций, депутат Николай Чернышев – 17 компаний, а заместитель председателя губдумы Михаил Белоусов – двух фирм. Аналогичные нарушения выявили еще у нескольких парламентариев, среди которых: Сергей Ракитин, Михаил Усов, Ринат Ягудин, Виктор Воропаев и другие.
Кроме того, прокуратура сообщила, что некоторые народные избранники не отразили в декларациях о доходах свое участие в деятельности коммерческих структур, а еще трое – не представили сведения о принадлежащих им транспортных средствах.
Все эти данные облпрокуратура передала в комиссию по вопросам депутатской этики, регламенту, информационной политике и развитию институтов гражданского общества, члены которой, в свою очередь, назначили служебную проверку. Тем временем, некоторые парламентарии, которых уличили в нарушениях, настаивали на своей невиновности, заявляя, что это ошибка, допущенная налоговой службой или прокуратурой. Однако им предстояло дождаться результатов внутренней проверки. И вот во вторник, 16 октября, они были оглашены.
По словам члена комиссии Михаила Белоусова, во время проверки информация прокуратуры о нарушении депутатами закона о госслужащих не подтвердилась. «Прокуратура основывалась на данных регионального управления ФНС. Однако они оказались неточными и запоздалыми, так как у ведомства нет отлаженного механизма работы с районными налоговыми инспекциями. Поэтому было принято решение расценить их как техническую ошибку. Прокуратуру же мы попросили публично опровергнуть информацию, которую она представила», – рассказал Белоусов.
Между тем некоторые СМИ со ссылкой на председателя комиссии по этике Самарской губернской думы Алексея Чигинева сообщили, что в отношении некоторых депутатов информация о нарушениях все же подтвердилась. Среди них: вышеупомянутый Михаил Белоусов, Ринат Ягудин и Олег Дьяченко. На момент написания материала получить комментарий у Алексея Чигинева не удалось.
По мнению депутата губдумы Михаила Матвеева, который также стал фигурантом данной проверки из-за угнанного автомобиля, причина допущенных нарушений кроется в том, что народные избранники не были должным образом проинформированы о нормах законодательства, регулирующего вопросы коммерческой деятельности госслужащих.
«Я вообще считаю, что данный вектор движется в неправильном направлении. Проблема не в том, что депутат является учредителем какой-то фирмы. Он может ее переписать на кого-нибудь. Важнее отслеживать конфликт интересов. То есть нужно обязать депутатов, занятых в комитетах, предоставлять информацию о том, что они принимают участие в деятельности фирмы, которую могут привлекать для проведения какой-либо работы за счет средств областного бюджета», – сказал Михаил Матвеев.
По мнению экспертов, привлеченных 63.ru к обсуждению темы, результаты проверки, проведенной комиссией губернской думы по этике, выглядят не совсем правдоподобно.
«На мой взгляд сложилась смешная ситуация. Депутаты, уличенные в нарушениях, сами проверяли информацию о своих нарушениях. Поэтому результаты проверки лично у меня не вызывают доверия. Теперь слово за прокуратурой. По моему мнению, прокурор области продолжит отстаивать позицию своего ведомства, так как самарскому бизнесу еще не удалось наладить с ним контакты», – заявил самарский блогер Дмитрий Бегун.