Город Михаил Мальцев о развитии туризма в области

Михаил Мальцев о развитии туризма в области

В конце прошедшей недели в Самаре состоялся Международный форум «Инвестиции в гостеприимство», где обсуждались перспективы развития туристической отрасли с помощью государственно-частного партнерства, создание в регионах Поволжья условий для въездного туризма. О стратегии развития отрасли в Самарской области и мерах ее государственной поддержки в регионе рассказал руководитель областного департамента туризма Михаил Мальцев.

Справка
Мальцев Михаил Викторович родился в 1974 году в Куйбышеве. Закончил Самарский государственный аэрокосмический университет, факультет двигателей летательных аппаратов. В 2000 году – участник Президентской программы переподготовки управленческих кадров, в рамках которой прошел обучение в Самарском государственном экономическом университете по специализации «менеджмент». Руководил предприятиями в сферах туризма, торговли и управления коммерческой недвижимостью. С 2009 года - руководитель департамента туризма Самарской области.

- Насколько результативно, на ваш взгляд, прошел форум? В чем состояла его главная цель и насколько удалось ее достичь?

- Инвестиционный форум, организованный министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и департаментом туризма, посвященный сфере гостеприимства, прошел в регaионе впервые. Внимание к индустрии туризма, к инвестициям в эту отрасль экономики связано прежде всего с тем, что Самара получила статус города-организатора чемпионата мира по футболу-2018. Однако на форуме неоднократно подчеркивалось, что у региона и без привязки к ЧМ есть необходимый потенциал для развития туристской и гостиничной инфраструктуры.

Главное отличие форума от туристических выставок, которые мы ежегодно проводим, - его целевая аудитория. На одной площадке собрались представители федеральной и региональной власти, инвесторов, застройщиков, девелоперов, гостиничных сетей и консалтинговых компаний. Здесь инициаторы проектов смогли представить их экспертам и получить профессиональную оценку. Инвесторы и девелоперы познакомились с Самарской областью, оценили ее туристический потенциал, благоприятный инвестиционный климат. Со стороны власти было еще раз отмечено, что инвестиционные проекты в сфере туризма получат поддержку правительства региона. На преференции и льготы могут рассчитывать проекты нескольких категорий, одна из которых касается строительства отелей и гостиниц.

Конечно, на форуме были презентованы проекты самого разного уровня подготовленности: как выполненные на высоком профессиональном уровне, так и презентованные на уровне идеи. Большинству проектов еще предстоит пройти серьезную подготовку, доработку, чтобы быть интересными потенциальным инвесторам. Форум показал, что потенциальные инвесторы мало знакомы с ресурсами Самарского региона. Подобное мероприятие и призвано стать первым шагом по продвижению Самарской области как региона, благоприятного для инвестиций в сферу туризма и гостеприимства.

Форум планируется проводить ежегодно. Думаю, он станет хорошей площадкой для обсуждения целей, задач, проблем развития туризма.

- О необходимости развития въездного туризма в Самарской области говорится уже давно - создаются программы, разрабатываются проекты. Можно ли сегодня говорить о каких-то результатах этой работы?

- С 2011 года в регионе реализуется подготовленная нами областная целевая программа «Развитие туристско-рекреационного кластера Самарской области на 2011-2014 годы», которая позволила нам начать работу по поддержке туристской отрасли. Это организация и проведение туристических выставок (именно с акцентом на внутренний туризм) в Самаре, участие в крупнейших московских и региональных туристических форумах, презентации туристского потенциала Самарской области в российских регионах, заинтересованных в отдыхе в Самарской области, выпуск рекламно-полиграфической продукции, поддержка фестивалей, проходящих в Самарской области, проведение рекламных кампаний, нацеленных на продвижение уже существующего туристского продукта.

Сегодня регион, его туристические возможности известны на федеральном, межрегиональном уровнях. Мы познакомили с нашим турпродуктом ведущих туроператоров, специализирующихся на отдыхе в России, дали возможность журналистам СМИ, освещающим вопросы развития туризма, лично увидеть возможности для разнообразного отдыха в Самарской области.

То, что по крайней мере в профессиональной среде Самарская область перестает быть «белым пятном», а рассматривается в качестве региона, предлагающего интересный и актуальный турпродукт, уже является значительным шагом вперед.

В 2009 году в регионе отсутствовала целевая программа по туризму, на эту сферу не выделялось финансирования.

Реализуются мероприятия, направленные на повышение качества услуг и повышение квалификации персонала сферы туризма и гостеприимства.

Нам удалось внести свой вклад в работу региона по подготовке заявки на проведение чемпионата мира по футболу. Департамент туризма принимал участие в работе по подписанию соглашений об использовании помещений и инфраструктуры отеля во время чемпионата мира по футболу FIFA 2018 и занимался разработкой концепции развития туристской и гостиничной инфраструктуры.

Кроме этого, целенаправленно проводится работа по созданию условий инвесторам - это и создание Особой экономической зоны турист-

ско-рекреационного типа, и формирование комплексного проекта, планируемого к включению в федеральную программу по развитию туризма в Российской Федерации, такого как проект «Жигулевская жемчужина». Это наиболее перспективный и масштабный проект в сфере туризма на территории области, можно сказать, знаковый - он основан на природном потенциале национального парка «Самарская лука» и Жигулевского заповедника им. Спрыгина. Это уникальный природный комплекс, действительно жемчужина Поволжья, и мы должны не просто сохранять его, а использовать на благо людей. Сам смысл существования национального парка подразумевает рекреационную функцию для жителей региона и туристов. Проект подразумевает несколько этапов реализации, а его общая стоимость - более 5 млрд руб.

- Кто способен вложить столько денег?

- Реализуя такой крупный проект, мы понимаем, что не будет одного инвестора на весь комплекс. Сейчас все туристические проекты могут быть реализованы только за счет привлечения внебюджетных источников финансирования, инвестиций - нельзя полностью построить объект за счет бюджета. До 30% - федеральный и региональный бюджеты, остальное - средства инвесторов. Такие возможности предоставляет федеральная целевая программа по развитию въездного туризма на территории РФ, которая начала действовать с 2011 г. «Жигулевская жемчужина» претендует на включение в нее с 2015 года.

- Сколько туристов приезжает в Самарскую область и как меняется по годам это количество?

- По статистике, к нам приезжает 500-550 тыс. человек в год. Но это информация только по крупным гостиницам, санаториям и т.п., которые предоставляют статистические данные. А мини-гостиницы, частные базы отдыха в статистику не попадают, поэтому реальных туристов гораздо больше. Объем внутреннего туризма достаточно стабилен — он растет на 4-5% в год. У выездного туризма прирост значительно выше - порядка 20% ежегодно. Т.е. потребность в отдыхе у людей растет, но внутренний рынок ее не удовлетворяет: в сезон наши базы отдыха и санатории заполнены практически на 100%, а со стороны выездного туризма предложение растет.

- Какие виды туризма сегодня преобладают?

- Если в целом, то на первом месте - пляжный отдых. Второе направление по оборотам - деловые поездки. Третье - культурно-познавательное направление. И дальше уже по убывающей идут санаторно-курортный, круизный, экологический, паломнический виды туризма. Событийное направление туризма востребовано. В этом году «Рок над Волгой» собрал 307 тысяч зрителей, и из них 10-15% приехали из других регионов.

Вообще, туризм недооценивают и неправильно учитывают отдачу в экономике региона. Объем платных услуг гостиниц, санаториев и туркомпаний - суммарно 3,9 млрд руб. в год. Но это без учета мультипликативного эффекта, одного из самых высоких, потому что туризм тянет за собой еще кучу отраслей. Это и транспорт, и строительство, и культура, торговля, общественное питание, развлекательная сфера. Все это сложно посчитать.

- Но существуют какие-то экспертные оценки?

- Я вам приведу пример экспертного расчета по выездному туризму. Есть статистика аэропорта «Курумоч» по чартерным рейсам — это 100% люди летят по туристическим путевкам. Если количество пассажиров умножить на среднюю стоимость путевки, сумма выливается в 4,5 млрд рублей в год. Это объем выездного потока — столько у нас ежегодно выводится из экономики. А что такое 4,5 млрд? Весь проект «Жигулевская жемчужина» стоит 5 млрд, т.е., условно говоря, за пределы области ежегодно «вылетает» один курорт.

- Вы упомянули об областной целевой программе развития туристско-рекреационного кластера. Какие задачи она решает, что финансирует?

- Первая задача — это продвижение того туристического продукта, который есть. Прежде всего, участие в профильных выставках и в России, и за рубежом: мы должны предоставить турбизнесу качественную информацию по Самарской области, чтобы они продавали наш туристический продукт. Плюс проведение информационных, рекламных кампаний, пресс-туров. Объем финансирования недостаточный для качественного проведения рекламной кампании. Мы это понимаем и делаем предложения увеличить объем средств, направленных на продвижение. Без этого невозможно эффективно продавать туристический продукт. В 2012 году на организацию рекламно-информационной кампании было 1,65 млн рублей. Для сравнения: когда в Самару приезжает цирк, он тратит на свою рекламу примерно 1,5 млн в месяц. Вторая ключевая задача целевой программы - повышение квалификации специалистов, работающих в сфере туризма и гостеприимства. Чтобы предоставлять качественные услуги, мало иметь гостиницу, нужен еще квалифицированный персонал. Для этого в рамках программы создан портал дистанционного образования с необходимыми практико-ориентированными курсами. Это удобный формат: мини-гостиница в районе имеет возможность по Интернету предоставить своим сотрудникам доступ к обучению, чтобы они повысили свой профессиональный уровень.

И третья задача - предоставление информации. Этим занимается наше подведомственное учреждение - туристский информационный центр, который реализует ряд проектов. Один из них - создание системы онлайн-бронирования. Подобные системы есть, но они охватывают крупные гостиницы, а большой пласт мини-отелей, санаториев, гостевых домов и т.д. не входит в эту систему, не адаптирован к ней. Наша система бронирования позволит включить их в поиск, и из любой точки мира можно будет забронировать любое место размещения в Самарской области. На базе ТИЦ будет создан единый туристический портал губернии, где появится много полезных сервисов. Сейчас разрабатывается туристический гид на нескольких языках - это будет удобная справочная система на базе смартфонов, включающая и аудиогиды, и карты, и справочники, и кнопку вызова помощи, т.е. набор, необходимый для каждого туриста.

- Участие Самары в ЧМ по футболу - это серьезный вызов туристической отрасли региона. Что нужно сделать до 2018 года, чтобы достойно принять гостей?

- С точки зрения привлечения внимания к региону это шанс, который нужно использовать для привлечения туристов. В регионе есть опыт проведения крупных мероприятий, к примеру тот же ежегодный фестиваль «Рок над Волгой». Сегодня наша задача - не просто привлечь гостей в регион, а максимально увеличить время их пребывания в Самарской области, чтобы они здесь хорошо провели время. Прежде всего, и об этом говорилось на форуме, надо простимулировать развитие гостиничной инфраструктуры. По нашим оценкам, нам нужно еще порядка двух тысяч номеров к имеющемуся фонду. И нужно нарастить именно качественные средства размещения разного уровня, от 3 до 5 звезд. Основная задача туристического бизнеса — развивать комплекс дополнительных услуг, проекты развлекательного характера.

- Если мы увеличим номерной фонд гостиниц, как использовать его после чемпионата?

- Есть два варианта. Если инвесторам будет неинтересно вкладываться в гостиницы, то альтернативный вариант - строительство объектов двойного назначения, как это реализуется на Универсиаде в Казани. Это могут быть жилые комплексы, которые после ЧМ будут распродаваться, могут быть общежития или переселенческий фонд. Но, я считаю, оптимальный вариант - все-таки гостиницы, потому что это база для наращивания туристического бизнеса на длительную перспективу. Но мы должны сделать так, чтобы они заполнялись в течение всего года, создать для этого условия. Один из проектов, который, на мой взгляд, должен быть реализован в Самаре, - это конгрессно-выставочный центр. Такой центр будет генерировать поток деловых туристов, позволит максимально загружать городские гостиницы. И это нужно для Самары, чтобы позиционировать себя как деловой центр, один из главных в Поволжье.

- В 2012 году активно развивалось сотрудничество в сфере туризма между регионами Поволжья. Какие проекты были реализованы и чего ждать от этого сотрудничества в будущем?

- Для нас это одно из приоритетных направлений развития. У нас в Поволжье действует соглашение о межрегиональном сотрудничестве между 11 регионами, в число которых входит и Самарская область. Мы реализуем общий проект под названием «Великая Волга», который включает целый комплекс мероприятий по разработке и продвижению межрегиональных маршрутов, кстати, фотовыставку «Великая Волга» жители города еще могут увидеть на площади Славы. Самарская область являлась регионом-координатором проекта в 2012 году, эти же функции сохраняются за нами и в 2013-м.

Главным объединяющим регионы турпродуктом, безусловно, являются круизы по Волге. Однако сегодня мы не останавливаемся только на круизном направлении. Например, реализуем железнодорожный проект: в рамках соглашений совместно с самарским туроператором стартовали туристские поезда в Москву и Пензу, в ближайшее время будет в Нижний Новгород.

Aвтор: Андрей Кузнецов

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
ТОП 5
Мнение
Любовницы, проститутки и случайные связи — бизнесмен откровенно рассказал о своих изменах
Анонимное мнение
Мнение
«Ипотеки нет»: какие остались способы купить квартиру при новой ставке ЦБ
Анонимное мнение
Мнение
Жизнь без прописки и график уборки туалета. Эксперт — о главных рисках при покупке апартаментов и долей в квартирах
Анонимное мнение
Мнение
«Не сушите на батареях»: советы мастера — как не убить обувь осенью и зимой
Роман Тамоян
мастер центра по реставрации обуви
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления