
Если театр начинается с вешалки, то общественный транспорт начинается с остановки. А состояние этих объектов городской инфраструктуры зачастую плачевное. Нет, разумеется, в Самаре есть и милые серебристые павильоны, с удобной лавочкой и нетекущей крышей. Есть целых два информационных табло, сообщающих о времени прибытия транспорта. Но это, скорее, исключение, чем правило, потому что большая часть самарских остановок вызывает ассоциации первого уровня с гетто.
Обклеенная объявлениями в стиле «помогу получить гражданство» и «сниму квартиру» фанера, заменяющая выбитое вандалами стекло, выдранные «с мясом» лавки, желтая табличка с расписанием, устаревшим еще в прошлом веке, - именно так выглядит большинство «мест ожидания» в региональной столице. Урна, в которую курящий пассажир может выбросить сигарету, перед тем, как сесть в транспорт - нечастый гость на самарской остановке. Зато летним вечером в павильоне можно встретить асоциальных элементов, которые «соображают на троих» под крышей или обычных бомжей, решивших прикорнуть на лавочке… В общем, говорить не только о туристической привлекательности, но и об обычном комфорте при пользовании городским транспортом не приходится. По крайней мере - пока.
В ближайшее время, ситуация может измениться. На сегодняшний момент существует ряд проектов, которые должны преобразить внешний вид павильонов в городе, которые могут быть реализованы в следующем году. На международном форуме «Инвестиции в гостеприимство» был представлен проект «Остановки прошлого», который продвигают «Архитектурно-проектное предприятие РаРитет» и АНО «Новая стратегия». Как рассказал автор проекта доцент самарской академии государственного и муниципального управления Сергей Зубов, внешний вид каждого павильона будет индивидуален: «Идея в том, что остановка общественного транспорта вписывается в окружающую архитектурную среду. Например, около филармонии или у особняка Курлиной, павильоны будут выполнены в стиле модерн, а около Дома Промышленности – в стиле конструктивизма».
С боковых сторон павильона должна размещаться реклама компаний, которые, как планируют организаторы, станут финансировать монтаж и обслуживание остановки. Часть внутренних площадей отдана под справочную информацию и туристско-экскурсионные материалы. Есть и лавочка, правда, достаточно небольшого размера: с одной стороны, бомж на ней не поместится и спать не станет, с другой - больше двух людей сидеть не смогут. В презентации проекта говорится, что в темное время суток «место ожидания» будет подсвечиваться, однако на макете видно, что лампы освещают только рекламные баннеры. Согласно данным разработчиков, общая стоимость проекта – 32 миллиона рублей, правда, сколько именно остановок из 1334, действующих в Самаре, заделают «под старину» - не сообщается. В разговоре с корреспондентом «СИ» Сергей Зубов сказал, что по предварительным расчетам, каждый павильон обойдется в сумму от 800 тысяч до полутора миллионов рублей, в зависимости от размеров и стилистических особенностей остановок. С учетом того, что желание компаний-рекламодателей финансировать установку павильонов на «непопулярных» остановках с малым количеством пассажиров вызывает сомнения, можно предположить, что обновят только остановочные комплексы в центре Самары. Заменить ржавые и поваленные павильоны в Зубчаниновке и Управленческом с учетом себестоимости «архитектурной» составляющей вряд ли получится.
Впрочем, как рассказал Сергей Зубов, в настоящий момент проект еще находится в стадии разработки и принципиально «добро» на его реализацию получено только в департаменте культуры горадминистрации. «Видимо, говорить о сроках реализации можно будет только после обсуждения в департаментах транспорта и благоустройства и экологии. Эти переговоры еще не проводились», - резюмирует автор проекта «Остановки прошлого». Зато, по его словам, уже найден ряд компаний, которые будут готовы инвестировать в проект, взамен получая разрешение на размещение рекламы на остановочных пунктах городского пассажирского транспорта Самары. Правда, назвать, какие это компании, Сергей Зубов отказался.
Стоит вспомнить и об анонсированным главой Самары Дмитрием Азаровым обновлением остановок общественного транспорта в городе. Летом этого года в эфире одного из самарских телеканалов, мэр заявил, что необходимо провести инвентаризацию остановочных павильонов и перевести их на муниципальный баланс – сейчас места ожидания транспорта находится на балансе самых разных организаций. По его словам, это позволит городу не только качественнее следить за состоянием павильонов и убирать незаконную рекламу, которую некоторые несознательные «горе-пиарщики» лепят прямо на стекла, но и зарабатывать деньги на тех же баннерах, но уже легальных. Однако, перед извлечением прибыли придется и потратиться – Дмитрий Азаров оценивает расходы на замену остановок в 60 миллионов рублей.
Известный блогер, сопредседатель общественного движения «Город и транспорт» Антон Буслов рассказывал, что, скорее всего, для обновления павильонов будет подготовлена городская целевая программа, предполагается, что остановки будут унифицированы по всему городу. Впишутся ли в эту программу «Остановки прошлого» - узнаем в следующем году.
Идеальный остановочный комплекс
Как же должен выглядеть идеальный остановочный павильон? По мнению Антона Буслова, с трех сторон эталонная остановка должна быть закрыта от ветра и дождя, причем важно, чтобы в стенках не было щелей. На некоторых павильонах могут быть установлены электронные табло, на которых появится информация о времени прибытия ближайшего автобуса, трамвая или троллейбуса. Ночью остановки должны подсвечиваться. Для того, чтобы вырабатывать энергию для ламп, крыши некоторых павильонов могут быть покрыты солнечными батареями. Скамейка должна быть деревянной – на ней не так холодно (или жарко) сидеть.
Особое отношение к навигационной информации на остановочном комплексе. На специальном стенде должны быть перечислены номера всех проходящих мимо маршрутов, а на крупных павильонах с большим пассажиропотоком – еще и карта города с нанесенными на нее линиями движения транспорта. Около остановки обязательно должны быть не только урна, но и пепельница, также кое-где могут появиться парковки для велосипедов.
Автор: Сергей Круглов