Город Забившему до смерти человека грозит всего 2 года тюрьмы

Забившему до смерти человека грозит всего 2 года тюрьмы

Фото: Дмитрий Бурлаков

В суде Промышленного района начался процесс по делу ранее судимого самарца Виталия Панкратова, учинившего этим летом зверское избиение посетителя магазина, приведшее к смерти пострадавшего. Закончившееся следствие шокировало не менее самого преступления. Панкратову, нанесшему за полторы минуты не менее десяти ударов своей жертве, половина из которых в голову лежащего и уже не оказывающего сопротивление человека, грозит максимум два года колонии.

Шокирующая своей бессмысленной жестокостью трагедия произошла в круглосуточном торговом павильоне на перекрестке улиц Ставропольской и Александра Матросова ночью 14 июля. Видеокамера в торговом зале зафиксировала, как зашедший за покупками Виталий Панкратов после ссоры набросился с кулаками на посетителей магазина - рабочих ОАО СПЗ. Он забил до бессознательного состояния шлифовальщика цеха мелкосерийных подшипников Александра Филиппова и избил его приятеля - наладчика Виктора Рогожина. Филиппов скончался на месте расправы.

Как рассказывал Виктор Рогожин, в магазин они приехали к девушке Александра, которая работала там продавщицей. И после рабочей смены Филиппов поехал туда попить пива и пообщаться с ней, а приятель составил ему компанию.

«Ближе к полуночи в магазин вошли посетители - два парня и девушка, - рассказывал Рогожин. - Саша стоял близко к кассе и видел, как посетители покупали пиво, сигареты, и когда продавец отвернулась, чтобы взять с полки товар, кто-то из них схватил с прилавка сушеную рыбу. Саша предложил им оплатить рыбу. Они оплатили, но один из них - здоровый парень - вдруг закричал на Сашу: «Ты кто тут такой? Ты охранник что ли?», ударил его кулаком в лицо и вышел на улицу. Но вскоре вернулся и начал бить его кулаками по голове, а когда он упал, снова направился к выходу. Я стал оттаскивать лежавшего на полу Сашу внутрь магазина. Но этот тип тут же вернулся, ударил меня кулаком в лицо, потом Сашу ногой по голове, потом ушел и больше не возвращался».

Свидетели вызвали «скорую» и полицию. Но 34-летний Александр Филиппов умер от травм, не приходя в сознание. Из родственников у него остались два младших брата, проживающие в Отрадном. Там же 19 июля прошли его похороны.

Спасительная экспертиза

Сначала правоохранители квалифицировали случившееся по статье 111 ч. 4 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть»). А чтобы скорее установить личность преступника и найти его, разместили видео с дракой в Интернете с просьбой откликнуться всех, кто знает о его местонахождении.

Запись вызвала широкий резонанс далеко за пределами Самары. В своих отзывах люди высказывали негодование по поводу случившегося. Стражи порядка быстро установили личность подозреваемого и через 5 дней - 19 июля - задержали его на даче в Аглосском дачном массиве, что в Волжском районе.

На допросе Панкратов не отрицал, что бил Александра Филиппова и Виктора Рогожина. Но утверждал, что убивать не хотел. Случившееся он назвал «недоразумением». «Ну я же не знал, что мужики такие дохленькие», - цинично заявил он.

Виталий Панкратов уже был судим за разбой и участие в незаконном обороте оружия. И в момент инцидента в магазине на нем «висел» 5-летний условный срок. Если бы его обвинили в умышленной расправе, за которую закон предусматривает до 15 лет, и к этому сроку добавился бы неотбытый условный, то на свободу он мог выйти только лет через 20. Но за время следствия все изменилось. Эксперты установили, что смерть Филиппова наступила не в результате избиения, а стала следствием удара головой об пол при падении. В итоге обвинение переквалифицировали на часть 1 статьи 109 («Причинение смерти по неосторожности»), предусматривающую максимум до двух лет заключения. Панкратова обвинили еще и в нанесении побоев из хулиганских побуждений Виктору Рогожину (пункт «а» части 2 статьи 116 УК РФ). Эта статья тоже предусматривает до двух лет тюрьмы.

«Я потребую возмещения морального ущерба»

По окончании следствия и утверждения обвинительного заключения прокурором дело о расправе в магазине поступило в суд Промышленного района. На первом заседании, 31 октября, суд под председательством федерального судьи Александра Дешевых установил личность подсудимого, определил порядок исследования доказательств, и прокурор огласил обвинительное заключение. На заседании и были опрошены потерпевшие – Виктор Рогожин и брат погибшего Дмитрий Лихоступ. А перед следующим заседанием, 12 ноября, мы поговорили с братом погибшего Александра Филиппова Дмитрием Лихоступом, который сразу сказал, что не согласен с такой мягкой формулировкой обвинения. «Я смотрел видеоролик и считаю, что это жестокое убийство, - говорит он. - И два года наказания – это ничто по сравнению с жизнью человека. Если вынесут мягкий приговор, я буду обжаловать его. Саша был наш кормилец. И мы будем выдвигать обвиняемому иск о возмещении морального вреда. Сумму мы уже определили, но озвучивать пока не будем».

Подсудимый против журналистов

Доставленный перед заседанием конвоирами в зал суда Виталий Панкратов вел себя спокойно, улыбался, но увидев фотографа, отвернулся от объектива. Как только началось заседание, адвокат Панкратова Лариса Фанаева сразу заявила ходатайство об удалении из зала представителей прессы. Александр Дешевых спросил мнение об этом других участников процесса. Панкратов поддержал свою защитницу, представитель гособвинения – старший помощник прокурора Промышленного района Елена Чернова и потерпевшие не были против присутствия СМИ. Но журналистов все же из зала попросили.

«Я тоже против, чтобы вы присутствовали, - сказал судья журналистам. - Я не возражаю, если вы будете интервью брать у подсудимого, прокурора, адвокатов, но только не в судебном заседании. А на приговор суда, пожалуйста, я вас приглашаю. Если подсудимый против, зачем мне все эти жалобы? Чтобы приговор мне отменили потом?».

Как потом выяснилось, на прошедшем заседании суд допросил свидетелей обвинения – двух парней и девушек, которые были в магазине во время инцидента, и отца Виталия Панкратова, который сообщил, что его сын просто дружит с плохими компаниями, а дома ведет себя хорошо. Что будет дальше на процессе, покажет время. Следующее заседание суда назначено на 27 ноября.

Виктор Рогожин, друг погибшего Александра Филиппова, потерпевший по делу:

«Я не ожидал, что такое произойдет, потому что, когда он первый раз ударил Сашу и вышел, мы подумали, что он не вернется. Но потом он забежал и принялся бить его. Все произошло быстро. Я не знаю, почему обвинение переквалифицировали на причинение смерти по неосторожности. Ведь обвиняемый возвращался два раза, бил Сашу несколько раз. И мне досталось. Это видно на камере видеонаблюдения. А последний раз, когда Саша уже лежал без сознания на полу, он вернулся и ногой ударил его по лицу и только тогда ушел. И я считаю, два года - это слишком мягкое наказание. Потому что он мог уйти после первых ударов и не возвращаться».

Елена Чернова, старший помощник прокурора Промышленного района, представляющая на суде государственное обвинение:

«Следствие производилось сотрудниками прокуратуры, которые установили, что причинение смерти было по неосторожности. Панкратов нанес потерпевшему множественные удары, от которых тот упал, вследствие чего последовала его смерть. Эксперт устанавливал и причинно-следственную связь между действиями Панкратова и их последствиями. Вывод о причинении смерти по неосторожности сделан на основании всех собранных доказательств. Но сейчас дело будет рассмотрено по существу. Пройдет судебное следствие, на котором, в частности, допросят эксперта и просмотрят видеоролик».

Александр Хинштейн, депутат Госдумы РФ:

«Я считаю, что деяния, запечатленные на видео, однозначно следовало бы квалифицировать по статье 111 «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека». Начнем с того, что обвиняемый — профессиональный боксер. Значит, он не мог не осознавать последствий ударов. Он не мог не осознавать, что эти удары повлекут тяжкий вред. И квалификация таких деяний, как «Причинение смерти по неосторожности», на мой взгляд, бред. «Причинение смерти по неосторожности» - это когда, например, человека случайно задели оголенным проводом и он скончался. Или когда человек выбросил из окна гирю, не зная, что под окном кто-то будет проходить.

То, что следствие переквалифицировало статью обвинения, вызывает вопросов не меньше, чем то, почему прокурор такое обвинение подписал. Возможно, и были веские причины — нужно, конечно, разбираться. Но хочу сказать, что за последнее время мы наблюдали серию похожих происшествий. Около года находится под стражей спортсмен Расул Мирзаев по обвинению в похожем убийстве в Москве. Это ЧП — предмет для широких дискуссий. Но убитый, по версии следствия, им человек в какой-то степени выступал зачинщиком конфликта. А в случае с Филипповым все произошло по иному сценарию — Филиппов пытался исполнить свой гражданский долг и не допустить кражи в магазине, то есть совершения преступления. Я как депутат погружусь в это дело и буду разбираться в произошедшем.

Добавлю также: слава Богу, что дело по обвинению Панкратова вообще дошло до суда и не развалилось, как многие дела, расследуемые в местном управлении Следственного комитета. То, что это дело дошло до суда, — просто подарок обществу от генерала Горсткина».

Максим Ткач, адвокат:

«На видео видно, как мужчина наносит ногой удар по голове Александру Филиппову и после этого Филиппов умирает. Если смерть наступила от нанесенного удара, то это больше похоже на преступление, предусмотренное частью 4 статьи 111 УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека» (наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет. - Прим. авт.). Эта статья подразумевает, что умысел был на причинение телесных повреждений, но от полученных повреждений человек умер.

Если же мужчина умер от того, что ударился головой, упав, пусть даже и от удара кулаком в лицо, то здесь может быть и статья 109 «Причинение смерти по неосторожности».

Немного зная о личности подозреваемого, я сомневаюсь, что в данном случае кто-то заплатил за переквалификацию статьи. К тому же, насколько мне известно, руководитель Следственного отдела по Промышленному району Самары Олег Трухман — человек многоопытный, с большой неприязнью относящийся к глупостям. Думаю, если его подчиненные переквалифицировали статью обвинения на 109 УК РФ — умысел был действительно направлен на то, чтобы сделать правильно.

С другой стороны, важно посмотреть, какие вопросы ставились перед экспертом, который проводил экспертизу, направленную на установление причины смерти. Была ли задача просто установить, от чего умер человек - например, от черепно-мозговой травмы или от разрыва селезенки, или же от эксперта требовали установить, мог ли человек получить такого рода черепно-мозговую травму при падении либо он получил ее от топчущего удара ногой. Если же задача - установить, в результате чего конкретно Филиппов получил травму, от которой умер, не ставилась или это просто не удалось выяснить, а все сомнения, согласно статье 14 УПК РФ, принято разрешать в пользу подсудимого, то можно требовать перепроведения экспертизы. Суд по своей инициативе не может переквалифицировать статью обвинения, а только может вернуть дело прокурору на доследование, как произошло с делом Мирзоева».

Aвтор: Олег Новиков

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления