В жизни самарских воров и воришек за последние десятилетия было немало курьезов и достижений, просящихся в Книгу рекордов Гиннесса. В перестроечные времена явное лидерство по объемам украденного у нас держал Самарский металлургический завод. Здесь разоблачали до десяти преступных групп в год, каждая из которых вывозила с завода (разумеется, при сговоре с охраной) от 5 до 20 тонн листового металла за раз. И это не считая более мелких расхитителей.
Студенты-тяжеловесы
Впрочем, вывезти краденое на грузовике – дело нехитрое, главное, чтобы никто не мешал. А вот каким образом трое учащихся одного из самарских ПТУ в 1989 году всего за одну ночь умудрились украсть со склада 47 листов оцинкованного железа, каждый из которых весил без малого центнер?! Юных жуликов нашли тем же утром, а ворованное вернули потерпевшим. Но представьте: каково им было вручную перетаскивать такую тяжесть - это же просто чемпионы по штанге!
Но до настоящих воров-«рекордсменов» этим студентам далеко: в том же году со строительства станции метро в Самаре кто-то бесстыдно умыкнул 16 трехтонных железобетонных плит. Воров, кстати, так и не нашли.
Еще одно достижение в области краж принадлежит жуликам, которые во дворе госуниверситета смогли под покровом ночи погрузить на трейлер 12-тонный (!) асфальтовый каток, а затем спокойно увезти его в неизвестном направлении. Следы этого катка, кстати, тоже никогда и нигде не были обнаружены. Видимо, его сдали в пункт по приему металлолома.
Оставили только мочалку
В преступном деле, как и в любом другом, иногда случаются курьезы. Довольно нелепый случай произошел в конце 80-х годов в общественной бане Самары на улице Братьев Коростелевых. Кстати, в то время в этой бане даже шкафчиков не было - просто крючки для одежды.
Так вот, у одного бедолаги какой-то злобный ворюга украл все. Вообще все - даже трусы и носки. Гражданин, слегка прикрыв наготу маленькой губкой (ее не украли, потому что он ею мылся), выскочил в совместный с женским отделением предбанник и, не обращая внимания на стоящих в очереди женщин, завопил: «Обокрали!» Хорошо еще, что банщики смогли собрать для потерпевшего кое-какую одежонку (благо, что было лето!) и так отправили его домой.
Вор украл у вора
Не менее курьезный случай произошел в 70-е годы в одном из колхозов области. Тогда двое злоумышленников решили обокрасть склад, где хранились 50-литровые фляги с растительным маслом. Представьте себе, что эдакую тяжесть жулики решили вытаскивать через разобранный потолок. Половину ночи они ломали доски, а еще половину ладили приспособление из веревок, чтобы сначала фляги поднимать на чердак, а потом спускать их на землю.
Когда они вытащили во двор седьмую или восьмую 50-литровую емкость, стало светать. Решили: еще одну - и хватит, надо ведь еще добро и до дома успеть дотащить. Но когда парни вылезли наружу с последней флягой, они увидели, что внизу… пусто. Кто-то обокрал воров!
Оказалось, что на рассвете мимо склада ехал колхозный скотник на телеге - и увидел у стены «ничейные» фляги. Обрадовавшись, он быстренько перекидал находку в телегу и погнал лошаденку на свой двор. Но скотнику фатально не повезло: он забыл, что дорога шла мимо дома участкового, который в то утро тоже встал рано - собрался на рыбалку. Тяжело груженная телега на исходе ночи показалась ему подозрительной. Кстати, вскоре повязали и тех двоих колхозников, которые тягали фляги со склада. Они сдуру пошли по селу искать своего обидчика…
Уснул на месте кражи
Но самая невероятная история приключилась в одной деревушке на окраине тогда Куйбышевской области. Местный пьяница не слишком далекого ума ночью через разбитое окно залез в местное сельпо. При виде ящиков с водкой и вином, а также кругов колбасы у вора, видимо, захватило дух. Мужичок уселся здесь же, за прилавком, и принялся открывать бутылки одну за другой, закусывая выпивку колбаской. А чтобы не было скучно, включил выставленную на продажу радиолу и принялся крутить пластинки.
Когда ночной гость изрядно «принял на грудь» и наслушался музыки, его сморило. Пьяница уснул тут же, за прилавком, под звуки хрипящей от многочасового напряжения радиолы. Он не проснулся даже после того, как утром в магазин явились продавцы. Так и «отдыхал» воришка до приезда милиции в запертой подсобке, куда его определили работники торговли.
Сперли шапку судьи
Помните революционеров, которые незаметно вытаскивали наган из кобуры городового? Или «хулиганящих» партизан, которые вешали на спины полицаям антифашистские листовки? Говорят, удвоенная или утроенная опасность вызывает повышенный выброс адреналина в кровь - вот подпольщики и экстремальничали. Между тем в Самаре, оказывается, в разные годы было немало любителей «подразнить» правоохранительные органы - видимо, чтобы вызвать восхищение у коллег своей молодецкой удалью.
Однажды перед Новым годом в канцелярию одного из районных судов Самары пришел только что приговоренный к условному сроку воришка, чтобы получить копию своего приговора. Но едва лишь секретарь на секунду вышла из помещения, как этот условно осужденный легким движением руки резанул телефонный провод - и с аппаратом в пакете «сделал ноги». Воришку поймали буквально через несколько дней, и второй срок он получил уже не условный.
Вообще, из всей нашей правоохранительной системы, как это ни странно, от воров больше всего страдают именно суды. Только за последние годы в Самаре из стен учреждений Фемиды злоумышленники не раз крали и магнитофоны, и деньги работников канцелярий. А как-то раз даже сперли шапку из кабинета… председателя суда! Обворовывают и прокуроров. Во времена бандитских 90-х прокурор одного из районов Самары испытал кошмар, когда поутру ему сообщили, что ночью из гаража угнали его служебную «Волгу». Машину, кстати, не могли найти в течение нескольких месяцев.
Грабят и работников милиции, в том числе сотрудников уголовного розыска. В начале все тех же 90-х годов УВД Самары несколько дней проводило тотальную облаву по притонам в Ленинском районе - и только потому, что на его территории буквально в течение недели одного за другим прямо на улице ограбили… двоих оперуполномоченных. У одного из них налетчики отобрали деньги, у другого - куртку и служебное удостоверение (!). Стало быть, бандиты прекрасно понимали, кто их жертва, но это их не остановило.
И совсем уж анекдотичный случай произошел в Самаре в 1986 году: воры попытались обокрасть… колонию строгого режима. Это случилось в ИТК-6, где зеки делали классную мебель. В краже оказался замешан вольнонаемный водитель управления по исправительным делам, в машину которого осужденные всего за два «пузыря» загрузили кухонный мебельный набор.
Шофер, видимо, надеялся, что на проходной его не будут проверять - все-таки через ворота колонии он в течение нескольких лет проезжал туда и обратно. Но неудачливого вора, скорее всего, кто-то «сдал». В результате краденый мебельный набор вернули на зоновский склад, зекам-сообщникам «накрылось» условно-досрочное освобождение, а самому шоферу по суду дали год условно и с треском выгнали с теплого местечка.
Рекорды бабы Глаши
Есть среди самарских жуликов и легенды «в возрасте». В 70-х и 80-х годах в самарском уголовном мире известностью и уважением пользовалась баба Глаша. С виду обычная старушка, «божий одуванчик», по виду которой никак не скажешь, что она матерый преступник. Родом бабуля была из Самары, но в промежутках между отсидками «гастролировала» по всему СССР – от Владивостока до Минска. После третьей «ходки», еще в 50-е годы, молодой тогда еще Глафире по решению суда было присвоено «почетное звание» особо опасной рецидивистки. А всего за свою воровскую карьеру она имела 14 судимостей. Достигнув преклонного возраста, старушка вернулась на родину, где благодаря усилиям доброжелателей была определена в дом престарелых.
Проживая в сельском районе на полном государственном обеспечении, баба Глаша периодически выезжала в Самару, где продолжала «подрабатывать». Последний раз сотрудники спецотдела уголовного розыска по карманным кражам задержали эту бойкую старушку в конце 1992 года в одном из универмагов. В этот момент ей уже стукнуло 80 лет, но пожилая воровка тем не менее сумела ловко вытащить кошелек из сумочки женщины, стоявшей в очереди. Если бы не оперативники, которые специально следили за действиями рецидивистки, то пострадавшая так ничего бы и не заметила. В кошельке оказалось 460 тысяч неденоминированных рублей. В результате этой операции баба Глаша снова отправилась в колонию и через год здесь же скончалась.