Комитеты Самарской губернской думы закончили знакомиться с возможными изменениями собственного этического кодекса. Без скандала не обошлось: вчера комитет по культуре, спорту и молодежной политике отправил поправки на доработку. Впрочем, разработчики поправок не исключают, что депутаты все-таки рассмотрят их на ближайшем заседании областного парламента.
Депутаты Самарской губернской думы закончили рассматривать на комитетах изменения в кодексе депутатской этики. Одним из последних свое резюме вынес комитет по культуре, спорту и молодежной политике, отправив поправки на доработку.
Напомним, действующие правила депутатской этики принимались в 2004 году. Планируется, что поправки затронут третий и четвертый пункт правил (всего их семь). В частности, предлагается исключить из текста правил формулировку «некорректные высказывания». Депутаты мотивируют это тем, что само понятие размытое, оценочное и не зафиксировано юридическими нормами. Наиболее принципиальные изменения затронут пункт, регламентирующий публичные выступления. К «митингам, собраниям, пресс-конференциям, другим массовым мероприятиям», на которых депутат не может использовать «непроверенные факты и утверждения, дезинформирующие и дезорганизующие общественное мнение; призывать к незаконным и несанкционируемым действиям», добавят сеть интернет. По словам депутатов, сегодня за нарушение норм депутатской этики фактически не предусмотрено никаких санкций, кроме лишения должностей в комитетах, однако на практике и оно не применяется.
В новой редакции правил прописано, что «депутат при осуществлении депутатской деятельности признает приоритет прав, свобод и законных интересов граждан и действует в интересах избирателей». «Дума начала разделять граждан? В Самарской области 3,5 млн человек, из них избирательным правом наделены 2,5 млн. Получается что о детях, которые не могут голосовать, депутаты думать не должны. То же самое касается и недееспособных граждан», — возмутился председатель комитета по культуре, спорту и молодежной политике Александр Милеев. С ним солидарен депутат Дмитрий Сивиркин. «Некоторые пункты дискредитируют уровень депутатской работы, например, прописано, что должны соблюдать Конституцию. Ну давайте еще про Правила дорожного движения пропишем», — говорит депутат. По мнению Дмитрия Сивиркина, комиссия по этике «слишком много на себя берет». «В думу написал инженер-атеист с Сахалина, который считает, что я в своем интервью одному интернет-порталу начал разжигать неприязнь к социальной группе «атеисты». Чигенев (прим. - председатель постоянной комиссии по вопросам депутатской этики, регламенту, информационной политике и развитию институтов гражданского общества) требует от меня объяснений, но религиозные убеждения депутатов явно выходят за пределы компетенции комиссии», — говорит депутат.
Иной позиции придерживается член комитета по законодательству, законности и правопорядку Николай Ренц. «Пока еще граждане к словам депутатов относятся с достаточной долей доверия. Депутат не может себе позволить в блоге или публичном выступлении использовать непроверенные факты или обязан акцентировать внимание на том, что данные не подтверждены. Нужно быть ответственными за свои слова», — говорит господин Ренц. «На депутатов нет средств воздействия, этический кодекс — это так, бумажка. У нас, в отличие от Госдумы, даже отключить микрофон на какой-то срок нельзя. Более того, если депутат, работающий на освобожденной основе, вообще не будет ходить на заседания, его даже зарплаты за это лишить нельзя», — говорит собеседник в депутатском корпусе, пожелавший остаться неназванным.
«Все комитеты рассмотрели и поддержали, только комитет по культуре занял особую позицию. Чем они руководствовались — сложно предполагать. Вопрос об изменении этических правил все равно будет вынесен на пленарное заседание, предположительно это произойдет до конца года», — заявил Алексей Чигенев.