Город Министр культуры о культуре

Министр культуры о культуре

Фото: Александр Бердин-Лазурский

Ольга Рыбакова удивительным образом сочетает в себе качества жесткого руководителя и харизматичной женщины-чиновника. В этом мы убедились, побеседовав с министром культуры о сегодняшнем положении дел в области, кадровых изменениях, культурном наследии и многом другом.

«Правильный менеджмент»

- В своем послании губернатора Николай Меркушкин говорил, что руководителям нужно максимально объективно оценивать сложившуюся в области ситуацию. Как вы оцениваете положение дел в сфере культуры по итогам прошлого года?

- Оценивать ситуацию на примере прошлого года будет не совсем правильно. Бюджет 2013 года сформирован, идет системное финансирование, и никакого большого взлета или падения быть не может. А об изменениях в бюджете, безусловно, сказать стоит.

Несмотря на социальную направленность бюджета и большое количество социальных проблем, правительство Самарской области и губернатор Николай Меркушкин изыскали возможность для повышения заработной платы работникам культуры. Наверное, это станет самым главным достижением года. Мы понимаем, что для развития отрасли недостаточно вложения в нее средств. Прежде всего, нужно вкладывать деньги в человека, мотивировать его. В 2012 году мы повысили заработную плату в своих подведомственных учреждениях - в библиотеках и музеях и скоро придем к тому, что будем принимать на работу новых сотрудников на конкурсной основе. Раньше, когда мы приглашали на госслужбу сотрудников наших подведомственных учреждений, они с радостью соглашались, но сейчас ситуация изменилась. Зарплата госслужащих и работников учреждений культуры почти одинаковая, и далеко не у всех есть желание менять на госслужбу свою работу по специальности. Я не сравниваю эти две категории, я просто показываю прогрессию.

- Насколько я понимаю, в муниципальных учреждениях культуры зарплата должна повыситься до 17,5 тысяч? В какие сроки это должно произойти?

- Я бы не называла так четко цифру. Сейчас идут расчеты, и размер зарплат будет зависеть от возможностей каждого муниципалитета. Где-то зарплата, может быть, будет и больше, чем 17,5 тысяч рублей. Я не говорю о средних городах, там, естественно, зарплата должна быть больше, и не у административного состава, а у тех, кто непосредственно участвует в создании культурного продукта. И уже исходя из качества этого продукта, должна начисляться заработная плата административному и техническому составу.

- То есть по результатам?

- Да, по результатам. Правильный менеджмент, правильная система управления дает очень хорошие результаты. Примером тому Волжский народный хор. Создаются новые программы, принимаются новые кадры, но и люди со стажем востребованы. Произошло обновление в танцевальной труппе, пришло много молодежи.

- В руководстве Волжского народного хора произошли кадровые изменения. Они были запланированы?

- Да, естественно. Художественному руководителю очень сложно без помощников. У хора однозначно должен быть профессиональный директор. Работа с бюджетными средствами – это очень серьезно, особенно, учитывая постоянные проверки. Если возложить эти обязанности на художественного руководителя, то от этого, безусловно, в той или иной мере будет страдать творчество. Мы неоднократно разговаривали об этом с Владимиром Ивановичем Пахомовым и совместно искали возможность появления в хоре директора и помощника художественного руководителя. Время не стоит на месте и нужны люди с новым видением, с новыми предложениями. И нам удалось выстроить такую модель. Большое спасибо Владимиру Ивановичу, он мне в этом очень помогал. Результат оправдал наши ожидания. На последнем концерте в филармонии был аншлаг, были «браво» и «бис». Это мы между собой можем говорить, как у нас все хорошо (смеется), а публику ведь не обманешь.

Новые идеи

- Новые художественный руководитель и директор Волжского народного хора – не самарцы. Решение об их назначении было в том числе и имиджевым? В прошлом году в оперный театр пришел Александр Анисимов, худруком филармонии стал Дмитрий Коган. Теперь Волжский народный хор. Планируется ли в дальнейшем привлечение медийных лиц в другие подведомственные учреждения для повышения их имиджа?

- Любая среда без новых идей обречена. У нас есть несколько путей привлечения новых кадров. Мы должны воспитывать собственные кадры, чем сейчас, например, занимается Галина Владимировна Рябчук в Художественном музее. Там у нас свои специалисты. Работа в музее – это очень серьезная исследовательская работа. В Волжском народном хоре мы с Владимиром Пахомовым делали несколько попыток изыскания внутренних ресурсов, но результат был не совсем тот, какого мы ждали. Было неплохо, но не сказать, что очень хорошо. Когда исчерпаны собственные ресурсы, ищешь их извне - это нормальная система управления. А в библиотеках у нас нет никакой необходимости привлечения специалистов со стороны. Библиотечное сообщество – это, так скажем, стена министра. У них все время новые проекты, новые предложения. Они - люди идеи, для которых самым главным является привлечение как можно большего числа читателей. В конце прошлого года открылся Музей модерна. Там особенно нужны новые идеи.

- Я так понимаю, что сегодня первоочередная задача Музея модерна – формирование фондов?

- Это параллельный процесс. Там должны происходить какие-то уникальные события, которых раньше не было в Самарской губернии, должно появиться что-то новое. Сейчас в музее работает наша молодая команда - ребята креативные, с хорошим образованием. Скоро весна, в усадьбе великолепный дворик, который должен гудеть, как пчелиный улей. Ставится задача более креативной работы и музея Алабина. Сейчас мы там тоже изыскиваем внутренний ресурс. Когда он исчерпает себя, будем думать. Ведь население Самарской губернии не может ждать чиновника, пока он или вырастет, или поумнеет, или начнет работать, или у него появятся новые идеи. Есть надежда, что будет частичное обновление кадров внутри музея, и новая команда будет нам показывать очень много новых проектов.

- А как обстоят дела в музыкальной культуре?

- Очень сложно заниматься музыкальной культурой без консерватории. Консерваторский уровень должен присутствовать и в театре оперы и балета, и в филармонии, и чтобы его сохранить, мы вынуждены приглашать музыкантов.

- В прошлом году было много разговоров о смене руководства Самарского драмтеатра. Принят новый устав. В какой должности останется Вячеслав Гвоздков? Кто будет гендиректором и худруком театра?

- Изменения в уставе театра связаны с грядущей реконструкцией. Вячеслав Алексеевич высказал свои пожелания по этому уставу. Мы с ним скоро будем встречаться, и говорить на эту тему. Желания расставаться с Вячеславом Гвоздковым никогда не было, об этом речь никогда не шла. Он высказал свои пожелания.

- То есть Гвоздков останется в той же должности?

- Должность у него была смешанная, и, по новому уставу, генеральный директор вобрал ее в себя. То есть те полномочия, которые и были у Гвоздкова. Есть моменты, которые, на мой взгляд, нужно в театре изменить, улучшить, но такое есть и в других структурах. Если мы и спорим, то только по поводу творчества. (смеется)

- Какова ваша позиция в ситуации вокруг тольяттинского театра «Колесо»?

- Иногда нам кажется, что после нас ничего не будет. Это неправда. Жизнь продолжается. Единственное, перед назначением нового директора, нужно было получить у Натальи Степановны Дроздовой согласие остаться в театре, чтобы это не было для нее так неожиданно. Наталья Степановна - прекрасный человек, она великолепная актриса. Естественно, у нее очень тонкая душевная организация. Нам нужно учиться обращаться с людьми из культуры немного по-другому, более тактично. Иногда не хватает и

терпения, и времени, или ты что-то просмотрел, а для человека это трагедия. Поэтому сейчас надо как-то выравнивать эту ситуацию. Я думаю, что сильный руководитель тогда сильный, когда он может признать свою ошибку и исправить ее.

Три кита музыкальной культуры

- Одной из стратегических задач в сфере культуры, по словам Николая Меркушкина, является повышение привлекательности Самарской области, в том числе для туризма. Какие наиболее значимые проекты вы могли бы отметить, которые этому способствуют?

- В музыкальной культуре это проекты Юрия Башмета, Валерия Гергиева и Дмитрия Когана. Это три медийные фигуры, проекты которых в Самаре известны по всей России. То, что о Самаре говорят как о музыкальной столице, - это в том числе их большая заслуга, но и заслуга наших артистов, которые выезжают с проектами и достойно себя показывают рядом с этими людьми. Когда Валерий Гергиев ездит по миру и говорит в своих интервью, что проводит фестиваль, в том числе и в Самарской губернии, это дорогого стоит. Про нас говорят люди, которых знает весь мир. В балете у нас есть фестиваль имени Аллы Шелест, которым занимаются Кирилл Шморгонер и Светлана Хумарьян. Особенно Светлана Петровна Хумарьян, которая много лет ведет этот проект. Мы приглашаем солистов из Большого театра, из Мариинки, и они с удовольствием приезжают. У нас необыкновенная публика - очень благодарная, но и очень хорошо чувствующая фальшь. Иногда спиной чувствуешь, что на сцене что-то не то. Сейчас у нас очень много спектаклей, много премьер. В марте будет премьера «Аиды» – сложнейшей опера Верди на итальянском языке.

Если говорить о туристической составляющей, то здесь должен работать муниципалитет. Уличные мероприятия во всем мире – это работа муниципалитета. Великолепные уличные спектакли проходят в Европе. Это отличный культурный продукт. Я неоднократно разговаривала с мэрией Самары и Тольятти по этому поводу. Мероприятия в театрах и на других площадках однозначно нужны, но надо проводить на улицах нечто такое, что привлекло бы туристов. Ведь не всякий турист пойдет в театр – это все равно искусство для избранных. Нужен новый фестиваль, может быть, фестиваль граффити. Я недавно была во Франции. Там считают граффити искусством и проводят отличные фестивали, причем приглашают граффитчиков из разных стран, отдают им стены. Можно устроить уличные мероприятия с симфоническим оркестром. Зимой тоже нужно что-то придумать. На фестивали все равно приезжают гости, не только туристы.

Культурное наследие

- Еще один аспект, который должен привлекать туристов, – это объекты культурного наследия, которых в Самаре больше тысячи. Принята программа «Культурное наследие» на 2012-2020 годы. Каковы ближайшие перспективы реставрации зданий?

- Сохранение памятников архитектуры - дело очень дорогостоящие. Региональный бюджет выделяет деньги на реставрацию зданий - мы понимаем, что их нужно сохранять. Но, в принципе, работа с памятниками – это все же дело собственника и работа муниципалитета, который должен отвечать за красоту своего города. 80 процентов памятников в Самаре находятся в собственности муниципалитета. Так случилось, что в 90-х в реестр внесли тысячу с лишним памятников и вывести их из него может только правительство России. Сейчас в России понимают, что очень многое было сделано, скажем, не совсем верно. Критерии оценки пересматриваются. В связи с подготовкой к Чемпионату мира по футболу 2018 года у нас большие планы по реставрации памятников. Мы провели переговоры с министерством культуры РФ (спасибо Александру Евсеевичу Хинштейну, он очень помог в диалоге с ними) о том, что федеральное Минкультуры будет финансировать реставрацию некоторых памятников федерального значения. К каждому объекту культурного наследия необходимо подходить индивидуально. Какие-то объекты будут однозначно выводиться из реестра, но не министерством культуры, у нас нет таких полномочий. Собственник будет заказывать эксперта, который будет нести ответственность за свое заключение.

- В прошлом году произошла печальная история с санаторием «Красная глинка», который был исключен из вновь выявленных объектов культурного наследия. Памятник сейчас наполовину разрушен, и в течение года его, скорее всего, снесут полностью. Какова ваша личная позиция по этому поводу?

- Эксперты сделали вывод, что здание не является памятником регионального значения. Памятником регионального значения он стать не мог, поэтому мы рекомендовали муниципалитету сделать его объектом культурного наследия муниципального значения. Муниципалитет должен был взять на себя ответственность, у них было на это право, но они им не воспользовались.

- В прошлом же году благодаря Александру Хинштейну вновь встал вопрос о судьбе фабрики-кухни.

- Фабрика-кухня однозначно войдет в реестр памятников, все документы уже готовы. Задержка в том, что здание в одном списке с другими памятниками, по которым идет экспертиза.

- То есть задержка не связана с фабрикой-кухней?

- Ни в коем случае. Эксперты долго работают с другими двумя зданиями. Через московскую прокуратуру с собственниками был не очень приятный разговор. Но город должен работать с собственником, предлагать свои варианты по развитию инфраструктуры около памятника. Это работа, прежде всего, главного архитектора города.

- Много внимания уделяется укреплению материально-технической базы учреждений культуры. Николай Меркушкин в послании говорил, что нужно завершить реконструкцию «СамАрта» в 2013 году.

- Реконструкция будет продолжена. Как говорится, ремонт можно начать, но невозможно закончить (смеется). Основные работы будут сделаны в этом году. Даже если будет увеличено финансирование, по времени невозможно будет завершить в этом году все работы, учитывая установку сценического оборудования.

- Вновь сошлюсь на губернатора, который в своем послании говорил о том, что Самара должна вернуть себе статус культурной столицы Поволжья. Что из ярких запоминающихся мероприятий ждет нас в 2013 году, после чего мы сможем заявить, что на этот статус претендуем?

- Отрабатывается гастрольный тур наших спектаклей в Москву и московских театров к нам. Нашего зрителя сложно удивить, у него широкий кругозор. Нам интересны последние премьеры, а не то, что давно в репертуаре московских театров. Надеюсь, мы сможем договориться о том, чтобы первая премьера спектакля проходила в Москве, а вторая у нас.

Справка
Ольга Васильевна Рыбакова родилась 4 сентября 1958 года в селе Кинель-Черкассы Куйбышевской области. В 1980 году окончила Куйбышевский электротехнический институт связи по специальности «Инженер электросвязи». В 2001 году присвоена ученая степень кандидата педагогических наук.

Трудовую деятельность начала в 1980 году инженером в Куйбышевском плановом институте, работала в Промышленном РК ВЛКСМ, управлении соцзащиты населения Промышленного района, замглавы администрации Советского района Самары. В 2001 году избрана депутатом Самарской губернской думы.

С 2004 года – министр культуры и молодежной политики Самарской области. С 2009-го и по настоящее время - министр культуры Самарской области.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
ТОП 5
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Мнение
«Все наелись неадекватными решениями и бездействием чиновников»: глава самарского правительства — о первых 100 днях у власти
Анонимное мнение
Мнение
«Не мужчине это решать!» — мама особенного ребёнка из Самары поспорила с чиновником из-за абортов
Анонимное мнение
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья из Самары переехала в Калининград и увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления