Корреспондент портала Samara24 выяснил, отчего так происходит, и как с этим бороться.
Корреспондент портала Samara24 выяснил, отчего так происходит, и как с этим бороться.
Рассмотрим 5 самых распространенных моделей поведения маленьких капризуль. Как бороться с непослушанием в каждом отдельном случае, как воспитывать маленького тирана, который сводит с ума своими выходками всех вокруг? Практика показывает, что самый лучший выход – методика естественного наказания.
Что делать, если ребенок не слушается? Родители должны организовать ситуацию так, чтобы ребенок столкнулся с последствиями своего поведения. Если он кричит: «Мама, уходи отсюда», - надо встать и уйти. «Не хочу одевать варежки!» – вывести его на улицу без варежек.
Зато в следующий раз, осознав, что без мамы и без варежек плохо, ребенок не повторит своих капризов. Следует помнить, что дети всегда будут закатывать истерики, пробовать засунуть пальцы в розетку – они изучают мир, пробуют разные модели поведения. Мотивация всего этого – исключительно познавательная. И если мама какое-то поведение закрепляет – дает ему положительный отклик – то ребенок понимает, что мама обратила на него внимание, пусть при этом она даже закричала и поругалась.
Если вам не хочется повторять какое-то конкретное поведение ребенка, оно никак не должно быть подкреплено – ни вашими действиями, ни предметами, которые вы ему даете и покупаете, и особенно вашими эмоциями.
Дети как газ - занимают тот объем, который им будет предоставлен. Конечно, нужно уметь понимать чувства и потребности ребенка, обучать его эти чувства и потребности выражать и обсуждать со взрослыми. Но зачастую ребенку нужны просто четкие указания и твердые границы дозволенного.
Родители часто допускают очень большую ошибку – упускают момент, когда нужно научить ребенка понимать слово «нет». От года до полутора лет – лучшее время для того, чтобы четко дать понять малышу: если это слово произносит родитель, то спорить бесполезно. Здесь есть еще один нюанс: начинать надо с нескольких нельзя, легких и понятных, постепенно увеличивая объем и сложность запретов. К примеру, ребенок научился сам ходить по квартире, и тут на него обрушивается поток «нельзя» – не трогай помаду, кошку, цветы… и малыш теряется. Определите 2-3 основных запрета. Только после того как ребенок усвоил основные «нельзя», можно давать ему возможность обучаться: это делать нельзя, а это можно. Почему можно и нельзя, объяснять нужно с 2,5 лет. Но не для того, чтобы ребенок спорил с вами. Он должен четко понимать: родители – главные.
Наверняка каждый из вас неоднократно был свидетелем или участником вот такой сценки. Итак, мама и сын в магазине.
- Мам, купи мне вот эту шоколадку.
- Дорогой, мы тебе купили уже две, третью нельзя.
- А я хочууууу! (далее – рев на весь магазин)
- Сынок, ты же понимаешь, у мамы денежек больше нету, папа не дал.
Спрашивается – чего мама добилась уговорами и этим объяснением? Выходит, она хорошая, а папа плохой. А потом придется еще объяснять ребенку, что на самом деле папа не плохой, и дальше бессмысленные объяснения нарастают как снежный ком. А правильным в этой ситуации с конфетами было бы просто категорично сказать «нет». Разговаривать нужно спокойным, нейтральным голосом. Перед походом в магазин заранее договаривайтесь, что идете за продуктами, а ребенку купите что-то одно. Огромная ошибка многих родителей - оправдываться перед ребенком. Объяснять, почему нельзя, надо далеко не всегда.
Как же неудобно бывает родителям, когда чадо кидается на пол и, дрыгая руками и ногами и истошно вопя, требует купить ему дорогущего заводного пони или выгнать из комнаты надоевшую бабушку?
Что делать, если ребенок не слушается? Важно повести себя правильно в первый же раз, когда произошла капризная истерика. Не демонстрируйте ребенку яркой эмоциональной реакции на подобное поведение. Не выполняйте требования, которые ребенок выдвигает в этот момент. Спокойно откажите. Не кричите, не проявляйте эмоций: ни положительных, ни отрицательных. Позиция игнорирования подойдет лучше всего. Не надо злобно кричать на ребенка – нет, ты это не получишь, быстро вставай.
Приглядывайте за ним одним глазом, а сами эмоционально отключитесь: если вы находитесь дома, то занимайтесь своими делами; если в магазине или на улице - разговаривайте с окружающими, ройтесь в сумке. Что угодно, лишь бы ребенок почувствовал неприятное ощущение, что в тот момент, когда он ведет себя безобразно, он для вас не существует. Конечно же, повторения ситуации, когда для мамы или папы он пустое место, ребенок больше не захочет.
Но если подобное поведение ребенка уже закрепилось, изменить его будет очень тяжело. Первое время придется не ходить с ним по магазинам. А родители должны запомнить: ребенок не должен орать в общественных местах по любой причине. Ни в коем случае ему не потакайте. Если ребенку не хватает родительского внимания, то правильно будет воспитать его так, чтобы он мог выразить это словами: «Мне грустно, пожалей меня, мама».
Понять чувства ребенка, чтобы найти выход из конфликта - неплохой ход, но не единственный. Нужно помнить, что малыш вырастет и шагнет во взрослый мир. Кто будет там заниматься этой работой - понимать его чувства? Кроме близких родственников и хорошего психолога - никто. Поэтому, прежде всего ребенка следует научить улавливать из окружающего мира существующие законы и приспосабливаться к ним, а уже потом проявлять свою индивидуальность. И еще – надо научить его ясно и понятно доносить до окружающего мира свои проблемы, уметь вести конструктивный диалог. А для этого родителю стоит принять стратегию формирования, воспитания характера и личности ребенка, а не приспособления к имеющимся у него потребностям и желаниям.