Жители Самарской области, которые в 1941–1945 годах находились в рабстве немецких фашистов, требуют приравнять себя к ветеранам Великой Отечественной войны. Они намерены добиться выплат по инвалидности, которые получают участники боевых действий. Благодаря этому их пенсия увеличится с нынешних 18 тысяч до 20–25 тысяч рублей. Сейчас бывшие узники концлагерей ищут поддержки у областных властей.
Зинаиде Петровне Галушко было шесть лет, когда началась Великая Отечественная война. На тот момент ее отец Петр Моисеевич находился в советском концлагере. Вместе с мамой она жила в Вязьме, а ее маленький брат Гена – в деревне у бабушки с дедушкой. В 1941 году пришли немцы: сначала забрали корову у семьи Галушко, потом сожгли дом, а затем и вовсе увезли на товарном поезде с другими горожанами в Германию. Там маленькой Зине и ее маме Клавдии Тимофеевне приходилось работать на немецких фермеров.
«Особенно запомнились два последних фермера – женщина и мужчина. Женщина сначала служила на фронте, но потом вернулась, так как лишилась руки. Она была очень злая, часто била плетью из проволоки молодых девушек и женщин. Потом мы перешли на другую ферму. На тот момент на эту территорию пришла советская армия. Но мы не стали уезжать вместе с другими узниками, решили сделать это на следующий день. Не получилось – пришли немцы. Хозяин фермы, который прятался от русских, вывел нас на площадь, долго бил плетью, а потом приказал расстрелять», – рассказывает Зинаида Петровна.
К счастью, приказа немцы так и не выполнили, а маленькая Зина вместе с мамой сбежали и решили вернуться на Родину. Правда, добраться домой им удалось только после 1949 года. Семья поселилась в городе Сызрань Самарской области. Сейчас Зинаида Галушко возглавляет региональную общественную организацию «Малолетние узники фашистской Германии».
В настоящее время в Самарской области проживает 522 человека, которые находились в военные годы в рабстве немецких фашистов. В целом по России насчитывается около 135 тысяч узников фашистской Германии.
«Мне повезло, я осталась жива, но среди детей погибал каждый десятый, который оказался в фашистской Германии. Теперь мы стараемся донести до молодежи, что такое фашизм и каким было то страшное время, создали музей», – рассказала Зинаида Петровна. В настоящее время она добивается приравнивания узников фашистской Германии к ветеранам ВОВ в части выплаты пенсий по инвалидности.
«В свое время мы провели обследование всех узников фашисткой Германии, которые сейчас живут в Самарской области, и все получили инвалидность. Сейчас мы добиваемся внесения нас в закон о пенсионном обеспечении, чтобы мы получали пенсию по инвалидности, как и ветераны ВОВ. Сейчас вместе со всеми доплатами мы получаем около 18 тысяч рублей, ветераны – около 25 тысяч. Если нашу инициативу поддержат, то мы тоже станем получать более 20 тысяч рублей», – рассказала Зинаида Петровна.
Пенсионерка ищет поддержки у областных властей и надеется, что губернатор согласится донести ее инициативу на федеральный уровень.
Впрочем, некоторые политики настроены скептически относительно дальнейшей судьбы инициативы бывших узников концлагерей. «Я сам врач, и прекрасно понимаю эту проблему. Но дело в том, что мы сейчас не можем достойно содержать ни инвалидов, ни ветеранов. Увеличение их числа может еще больше усугубить ситуацию. Помогать людям, которые были в немецких концлагерях, можно и нужно. Но я думаю, что к ним нужно подходить индивидуально, а помощь оказывать тем, кто больше всего в этом нуждается», – считает депутат Самарской губернской думы Геннадий Котельников.
Фото: Фото с сайта My-ivanovo.ru