Зинаиде Петровне Галушко было шесть лет, когда началась Великая Отечественная война. На тот момент ее отец Петр Моисеевич находился в советском концлагере. Вместе с мамой она жила в Вязьме, а ее маленький брат Гена – в деревне у бабушки с дедушкой. В 1941 году пришли немцы: сначала забрали корову у семьи Галушко, потом сожгли дом, а затем и вовсе увезли на товарном поезде с другими горожанами в Германию. Там маленькой Зине и ее маме Клавдие Тимофеевне приходилось работать на немецких фермеров.
Девочка убирала барак, в котором жили узники, топила буржуйку и готовила еду. Ее мама и другие женщины трудились на поле. Иногда им удавалось украсть картофель, и тогда Зина готовила запеканку. На улицу девочка не выходила, так как у нее не было обуви, а в мороз босиком ходить было невозможно. «Особенно запомнились два последних фермера – женщина и мужчина. Женщина сначала служила на фронте, но потом вернулась, так как лишилась руки. Она была очень злая, часто била плетью из проволоки молодых девушек и женщин. Потом мы перешли на другую ферму. На тот момент на эту территорию пришла советская армия. Но мы не стали уезжать вместе с другими узниками, решили сделать это на следующий день. Не получилось – пришли немцы. Хозяин фермы, который прятался от русских, вывел нас на площадь, долго бил плетью, а потом приказал расстрелять», – вспоминает бывшая узница.
К счастью, приказ немцы так и не выполнили, а маленькой Зине вместе с мамой удалось сбежать. Пенсионерка помнит, как они шли по полю, а по проселочной дороге двигались немецкие танки. Солдаты их видели, но стрелять не стали – боялись обнаружить себя, ведь рядом были советские войска. «Мы вернулись в свой старый барак, но там уже никого не было. Все вещи остались на прежних местах. Были и ботики 16-летней девочки. У нее была маленькая ножка, и они мне подошли. Позже местные нам рассказали, что всех, кто был в барак вывели на дорогу и направили под танки. Нам просто повезло», – рассказывает Зинаида Петровна.
Девочка вместе с мамой продолжила путь в Россию. Но им еще на несколько лет пришлось задержаться в Германии. Там же они встретили День Победы. Клавдия Тимофеевна работала вольнонаемной в воинской части, а Зина ходила в школу. «Была хорошая погода, и я с другими детьми играла на улице. Вдруг мы услышали выстрелы и очень испугались – подумали, что вернулись немцы. Оказалось, что это наши стреляют в воздух, от счастья. Мы очень обрадовали победе, а я даже написала стихотворение», – рассказывает бывшая узница.
В СССР семья Галушко вернулась после 1949 года. Они поселились в городе Сызрань Самарской области, где их впоследствии нашел Геннадий, брат Зинаиды Петровна. Всю войну он пробыл в детском доме. Семья объединилась. Позже Зинаида Петровна перебралась в Самару, где получила высшее образование и стала работать в конструкторском бюро.
Сейчас Зинаида Галушко возглавляет региональную общественную организацию «Малолетние узники фашистской Германии». «Мне повезло, я осталась жива, но погибали каждые девять из десяти детей, которые оказывались в фашистской Германии. Теперь мы стараемся донести до молодежи, что такое фашизм и каким было то страшное время, создали музей», – отмечает бывшая узница.
Фото: Фото из архива 63.ru