Город Какие бедствия грозят Самаре

Какие бедствия грозят Самаре

Фото: samara.aif.ru

Об этом городскому портала Samara24 рассказали специалисты, а также посоветовали, как во время ЧП горожанам избежать трагедий

24 мая в Самаре, по данным МЧС, случилось мини-землетрясение: кто-то из горожан его почувствовал, а некоторые даже выбежали из зданий, другие – не заметили вовсе. Но вопрос появился – какие катастрофы природного или техногенного характера могут грозить Самаре?

Председатель комиссии Общественной палаты Самарской области по охране окружающей среды и экологической безопасности, эколог, кандидат биологических наук Сергей Симак рассказал, что, в первую очередь, нужно понимать – нередко техногенные и природные катастрофы взаимосвязаны между собой.

«Например, в результате землетрясения может произойти нарушение целостности плотины Жигулевской ГЭС, - говорит эколог. - С другой стороны, при строительстве каскада водохранилищ меняется давление на земную кору, а это может провоцировать землетрясения. К зоне разломов, например, относятся Самарская Лука и долина Волги».

Землетрясения

Во-первых, нужно понять, могут ли вообще в Самарской области быть землетрясения – вдруг, она к ним не «предрасположена». Но это не так. По словам Симака, в нашей зоне возможны природные землетрясения с амплитудой до 5 баллов. Эти выводы основаны на сейсмическом зонировании земной коры.

«Редко, раз в несколько десятков тысяч лет (20-30), возможно землетрясения до 7 баллов», - поясняет Сергей Симак.

В случае землетрясения специалисты советуют, если вы находитесь дома и не имеете возможности выйти, прижаться к несущей стене, ибо очень велика вероятность падения внутренних стен. Некоторые рекомендуют встать в дверной проем, поскольку это одно из безопаснейших мест в доме. Надо держаться подальше от окон, газа и огня. Выйдя на улицу, нужно уйти как можно дальше от домов, рек, водоемов, башен, гидроконструкций. По возможности слушать объявления властей по радио.

Смерчи

Кроме того, по информации экологов, в Самаре возможны смерчи.

«Мы не находимся в такой зоне риска, как южная Атлантика, которая постоянно подвергаются ударам ураганов, возникающим за счет Гольфстрима, - рассказал эколог. - Тем не менее, в зоне взаимодействия областей высокого и низкого давления возможны образования фронтов, которые могут формировать, в свою очередь, и смерчеподобные явления. У нас не было смерчей такой мощности, как в Техасе, например. Однако смерчи, подобные тому, что был недавно в Тульской области, для нашей зоны редки, но характерны».

Во время смерча нужно плотно закрыть все окна и двери, отключить электричество, газ и воду, и лучше всего укрыться в подвале.

Наводнения

Безусловно, нельзя забывать о них – ведь, по сути, наши, порой экстремальные, паводки вполне можно причислить к наводнениям. Ярким примером подобных бедствий может служить затопление в позапрошлом году Яблоневого оврага.

При наводнении нужно по возможности собрать ценные вещи, забраться как можно выше. Если вы понимаете, что можете оказаться в воде, - снимите обувь и тяжелую, неудобную или слишком тесную одежду. Оказавшись в воде, лучше плыть по течению, не сопротивляясь.

Авария на ГЭС

«Особенно высок риск наводнений в связи с риском нарушения целостности хотя бы одной из плотин Волжского каскада, - предупреждает Сергей Симак. – По идее, при теракте или ином катастрофическом событии, плотина должна размываться постепенно, и вероятность катастрофического разрушения плотины, на самом деле, невелика, но не равна нулю. Это возможно при серьезном землетрясении, например, до 7 баллов».

По информации эксперта, Жигулевская ГЭС рассчитана на 7 баллов – вроде бы с большим запасом.

«Но с учетом того, что ГЭС у нас стоит уже больше 40 лет, нельзя ни в чем быть уверенным», - отмечают эксперты.

Причем, нельзя забывать и о том, что возникают карстовые явления, бетонное сооружение находится под высокой нагрузкой.

«При высоких паводках ежегодно возникают достаточно сильные вибрационные явления, которые были открыты буквально несколько лет назад. При проектировании их не учитывали, - подчеркивает Сергей Симак. - И эта вибрация распространяется, в том числе, и на само тело плотины. В каком состоянии, в результате, сооружение и подстилающая порода, которую особо-то и не проверишь, остается только догадываться. Поэтому то, что когда ее строили, рассчитывали на 7 баллов, вовсе не говорит о том, что эта плотина действительно выдержит семибалльное землетрясение, и даже, может быть, 6,5-балльное».

Соответственно, возникает вопрос, что же будет, если вдруг ГЭС все-таки прорвет. Конечно, вода пойдет вниз.

«Это будет эффект, простите, бачка унитаза – будут смыты селения, турбазы, населенные пункты или их части, которые находятся на высоте до 100 метров над уровнем Волги, - рисует невеселую картину эколог. - Разумеется, чем ближе ГЭС, тем это явление будет катастрофичней. И, в первую очередь, волна ударит по левому берегу, на котором находится Самара».

По его информации, удар придется по Волжскому склону: особенно серьезное затопление произойдет в районе Хлебной площади и старой части города, где будет смыта нижняя часть – несколько рядов домов, которые находятся, например, непосредственно близ уровня Волги.

«Но то, что выше – буквально в 500 метрах от берега – смыто не будет. А вот жилые дома, в том числе высотные, в районе Речного вокзала – самые рискованные, потому что там более пологое место», - отмечает Сергей Симак.

Но не стоит забывать, что такие же риски связаны с тем, что подобная авария может случиться на какой-либо плотине, расположенной выше Самары – тогда волна придет сверху и пострадает Тольятти, поясняет эксперт. В свою очередь, это может привести к риску повреждения или разрушения Жигулевской ГЭС, а дальше по уже описанному сценарию.

Что же, в этом случае действовать надо, как при любом наводнении. И лучший вариант стараться забраться как можно выше.

Карстовые пустоты

Не раз в СМИ заявлялось о том, что Самара стоит на карстовых породах, и это очень опасно. Особенно много говорилось в этом плане о центральной, исторической, части города, которую, по мнению многих архитекторов, застраивать нужно с большой осторожностью.

Еще в 2011 году, после одного из первых провалов в Самаре, заслуженный архитектор России Ваган Каркарьян говорил: «Самара характеризуется наличием классических карстовых пустот, и это давно известно. Даже в старых учебниках об этом говорилось. Самое уязвимое место – это территория от улицы Ново-Садовой в сторону Волги. Она на всех картах была отмечена, как «ограниченная для строительства. А ведь сейчас там очень высокая плотность и этажность застройки, что в данной зоне просто недопустимо. Это очень опасно и, на мой взгляд, действительно может служить причиной провалов».

Балаковская АЭС

Конечно, то, чего больше всего боится все человечество, это атомная катастрофа. Многие помнят панику, когда до Самары дошла информация о том, что на Балаковской АЭС что-то случилось – это было в ноябре 2004 года.

Как пояснил эксперт городского портала Samara24, вероятность того, что серьезная катастрофа случится на ядерной станции, в современном мире невелика.

Михаил Башканов, кандидат наук по ядерной физике, сотрудник немецкого университета Тюбинген сказал нашему корреспонденту, что основная проблема с ядерными станциями заключается в том, что, по сути, их быстро остановить нельзя.

«Поэтому надо организовывать какие-то дополнительные системы, чтобы на время, пока они останавливаются, как-то это огромное количество тепла отводить. Сами же ядерные станции сейчас очень хорошо, особенно после Чернобыля, стали рассчитывать на различные параметры безопасности, то есть на торнадо, землетрясения, падения самолетов и прочее, - рассказывает Михаил Башканов. – Типичный критерий – станция должна быть рассчитана на ситуацию, которая не возникнет в течение 10 тысяч лет. И это соблюдается».

В случае же, если авария на АЭС все же произошла, главное не подвергаться панике, оставаться дома и следить за новостями. Возможно, будут раздаваться таблетки йода. Кроме того, не стоит пить воду из-под крана и передвигаться пешком.

Химическая угроза

В апреле текущего года в городе Уэст, штат Техас прогремел взрыв на заводе минеральных удобрений. Пострадало около 200 человек.

Аммиак – это ядовитое вещество, пары которого обладают удушающим действием и способны вызвать токсический отек легких и тяжелое поражение нервной системы. Ко всему прочему, оно может гореть и взрываться, и производится из природного газа – горючего и взрывоопасного сырья. «На заводе в Уэсте хранилось всего 24 тонны аммиака, при этом ударная волна от взрыва цистерны распространилась на 25 км. Для сравнения, «Тольяттиазот», расположенный в Самарской области, рассчитан на производство 3 млн тонн аммиака в год. Если при аварии хотя бы десятая часть находящегося на заводе аммиака сдетонирует, разрушительная сила взрыва уже будет эквивалентна сотням «Уэстов», - пишет портал tltgorod.ru, ссылаясь на экспертов.

Кстати, в конце прошлого года ряд тольяттинских СМИ сообщали о том, что Ростехнадзор выявил на «Тольяттиазоте» множество нарушений правил безопасности. Пресс-служба ТоАЗа в ответ заявляла, что «выявленные нарушения не влияют на безопасность завода».

При отравлении аммиаком необходимо промыть глаза, лицо и открытые участки кожи большим количеством чистой воды, использовать противогаз, респиратор или ватно-марлевую повязку. Лучше смочить марлевую повязку 5% раствором лимонной кислоты.

Разливы нефти

В завершение отметим, что одним из нередких явлений для Самары являются разливы нефти. Так, в апреле этого в районе стационарного поста ДПС через реку Сок был обнаружен разлив нефтепродуктов.

Кира Терземан

Все новости и статьи городского портала Samara24 читайте здесь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления