Многие из нас становились свидетелями того, как мамочки с колясками, прилагая неимоверные усилия, преодолевают искусственные неровности земной поверхности в районе пешеходных переходов. Дело в том, что высота бордюров на большинстве перекрестков в Самаре превышает радиус колеса не только прогулочных, но и больших колясок. Естественно, это становится причиной того, что родители вынуждены заниматься физкультурой, вместо того чтобы спокойно дойти до места назначения.
В Самаре в 2009 году приняли целевую программу «Формирование безбарьерной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных граждан и их социальная интеграция в общество» на 2011-2013 годы. Программа направлена на «создание безбарьерной среды жизнедеятельности и создание условий, позволяющих людям с ограниченными возможностями здоровья успешно адаптироваться к общественно-социальной жизни».
Задачи, поставленные в городской программе:
• реализовать комплекс мер, позволяющих сформировать безбарьерную среду жизнедеятельности на территории Самары;
• создать социально-экономические предпосылки для интеграции в общество людей с инвалидностью;
• сформировать позитивное отношение общества к необходимости создания для инвалидов и маломобильных граждан безбарьерной среды жизнедеятельности и условий, необходимых для успешной интеграции их в общество.
За три года на принятие всех необходимых мер для реализации программы должны были потратить 71 миллион 77 тысяч 700 рублей.
В принципе, идея хорошая. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что формировать безбарьерную среду в Самаре необходимо. Во многих учреждениях, торговых центрах и даже в транспорте появляются специальные механизмы, которые помогают людям с ограниченными возможностями чувствовать себя наравне с остальными гражданами. Но в то же время у них возникают трудности с беспрепятственным передвижением по улицам города. Затрагивает эта проблема не только инвалидов, но и другие категории граждан, которые в силу тех или иных обстоятельств не могут передвигаться без посторонней помощи.
В частности, это касается малышей, которых мамы перевозят в колясках. Ведь именно эти участники пешеходного движения являются можно сказать «монополистами» колесного движения по тротуарам, особенно в теплое время года.
Кирилл Ляхманов родился в Куйбышеве, живет в Самаре. Закончил филологический факультет (отделение романо-германской филологии) СамГУ. В журналистике с 2010 года. Хобби – футбол, музыка, история. Женат, воспитывает сына.
К сожалению, зачастую прогулка с коляской или на коляске превращается в некое подобие бега с препятствиями. Жаль, что не проводят соревнования по такому виду спорта. Ведь в этом случае мамочки из большинства городов нашей необъятной Родины безусловно собирали бы на них полные комплекты медалей. Конечно, большая часть тротуаров вполне пригодна для передвижения как пешком так и на колесах, главная проблема – бордюры в местах пешеходных переходов. Многие инвалиды просто не могут преодолеть их без посторонней помощи. А мамам с колясками для осуществления "переправы" на другую сторону улицы приходится приложить немало усилий.
Самарских примеров дистанций для езды с барьерами привести можно много. Каждый может навскидку назвать неудобные для переезда перекрестки.
К примеру, пересечение улицы Советской Армии и проспекта Карла Маркса. Для сравнения приставили компакт-диск, радиус которого примерно равен радиусу колеса прогулочной коляски.
Еще один пример: переход у парка Гагарина на улице Стара-Загора.
Ближе к центру города ситуация, конечно, лучше. Примером действительно безбарьерной среды может послужить «новая» набережная. Вот такой пандус появился на ней после реконструкции.
Все бы хорошо, но вот незадача. Если вы инвалид-колясочник, то подобраться к этому чудо-пандусу по Волжскому проспекту со стороны «Ладьи» самостоятельно будет просто нереально. При передвижении с ребенком в коляске также могут возникнуть проблемы.
Сначала «ступеньки-съезды».
Ну, а потом и переход в никуда...
Конечно, вполне возможно было бы выбрать путь мимо шлагбаума, но чья-то не в меру "заботливая" рука завесила проход цепочкой с запрещающей табличкой.
Несмотря на все преграды, идем дальше. По пути видим спуски на набережную, которые достаточно круты. Скатить по ним коляску, не прилагая значительных усилий, сложно.
Надеюсь, что изначально эти дорожки предназначались для велосипедистов или роллеров экстремалов.
Если пройтись по Волжскому проспекту к «старой» набережной, то на улице Вилоновской вы встретите шедевр, что называется, «Барьерной» городской среды. Причем «Барьерной» – именно с большой буквы.
Вот это препятствие сложно преодолеть не то что инвалидам или мамашам с колясками, но и взрослому здоровому человеку. Конечно, есть рядом лесенка, но и там нужно быть очень внимательным и осторожным, чтобы не переломать ноги.
Похожая история чуть ближе к Волге, все там же по Вилоновской.
Ясно, что «барьерная композиция», представленная на последних фото, обусловлена сложностями рельефа, но ведь в Самаре не так много таких мест. В большинстве случаев решение проблемы высоких бордюров лежит на поверхности. И ее решают. Как, например, на площади Куйбышева. Конечно, не очень красиво и немного коряво, но все-таки решают.
Только непонятно, почему решение проблемы коснулось только одной стороны тротуара.
Ну, и в завершение темы, пара фото, сделанных на улице Антонова-Овсеенко. Искусственному рельефу местности позавидует любой парк аттракционов.
Ваши фото подобных примеров «каменного зодчества» можете присылать на обратную связь (tg@info63.ru) 63.ru. Самые яркие из них мы разместим в альбоме этой статьи.
Фото: Фото из архива 63.ru