В Самарской области завершилась, пожалуй, самая скандальная за всю историю ЕГЭ кампания. Два школьника областного центра поплатились за то, что выложили решение тестов в соцсети. Родители еще четырех должны будут заплатить штрафы за административные нарушения со стороны своих отпрысков. При этом чиновники от образования отмечают повышение уровня результатов самарских школьников. А вот ведущие вузы города высказываются резко негативно в целом по поводу такой формы аттестации.
Единый государственный экзамен ввели в 2001 году. У ноу-хау сразу же появились противники и сторонники. Первые утверждали, что тестирование облегчает поступление в вузы. А вторые уверяли, что такой экзамен не дает объективной картины знаний выпускника.
В этом году период выпускных экзаменов выдался, пожалуй, самым скандальным. Областная государственная экзаменационная комиссия отменила результаты тестов двух участников, опубликовавших в Интернете свои ответы по обязательным предметам. Пересдавать в этом году тесты им не разрешают. 13 учеников по разным причинам не закончили тесты. Они придут на экзамены в резервные дни.
Всего выпускники школ, гимназий и лицеев сдали в этом году 18 предметов. Сейчас результаты известны по 16 из них, кроме литературы и химии, однако итоги по физике долго не объявлялись. При этом министерство образования и науки губернии отчиталось, что процедура проведения ЕГЭ в нашем регионе в этом году полностью соответствовала требованиям федерального законодательства. Представители ведомства также сообщили, что по большинству предметов вырос средний балл и числа стобалльных результатов. Так, например, в прошлом году экзамен по математике с таким показателем сдал всего 1 выпускник, в этом году – 27.
«Это результат того, что в нашем регионе на протяжении нескольких лет активно внедряется профильное образование учащихся, – подчеркнула заместитель министра образования и науки Самарской области Лариса Загребова. – По сути дела профильное образование ориентировано на то, чтобы ребенок имел возможность на углубленном уровне изучать те предметы, которые он потом, по логике, должен выбирать на ЕГЭ и которые необходимы для дальнейшего поступления в учреждение профессионального образования».
При этом представители вузов придерживаются отрицательного мнения относительно тестирования и объективности его результатов. «ЕГЭ – это большая ошибка тех, кто вводил такой способ аттестации. И чем быстрее мы отойдем от этой системы, тем лучше, – отметил ответственный секретарь приемной комиссии СГАУ Сергей Горяинов. – Я с оптимизмом смотрю в будущее и верю, что уже со следующего года при приеме в вузы будут учитываться и средние баллы аттестатов. Сейчас мы поднимаем проходной минимум по экзаменам, так как должны выпускать квалифицированные кадры, а уровень знаний абитуриентов с каждым годом все снижается и снижается. На первом курсе мы еще полгода доучиваем студентов до необходимой нам программы».
С ним согласна и заведующая кафедрой анатомии человека СамГМУ Галина Суворина: «Идея ЕГЭ как способа сдачи экзамена, может быть, и не так плоха. Но сейчас в школе часто учат не самому предмету, а готовят к тому, как пройти тесты. И не более того, – высказала свое мнение преподаватель. – Приведу один пример, с подобной ситуацией мы сталкиваемся довольно часто. Идет зачет по анатомии человека. Студенту-первокурснику попадается вопрос про внутреннее ухо. И он не знает, что это такое. Я перефразирую задание так, как оно звучало на ЕГЭ. И он мгновенно отвечает! Но при этом не понимает, о чем идет речь».