Город Игорь Осадчий, заведующий отделением анестезиологии и реанимации Самарского областного кардиологического диспансера: «Инфаркт – первый «убийца» среди патологий»

Игорь Осадчий, заведующий отделением анестезиологии и реанимации Самарского областного кардиологического диспансера: «Инфаркт – первый «убийца» среди патологий»

– Игорь Анатольевич, расскажите о специфике отделения анестезиологии и реанимации СОККД.

– В нашем диспансере объединены отделения анестезиологи, реанимации и интенсивной терапии. Это скорее исключение, чем правило. Зачастую больные поступают к нам, минуя приемный покой. Мы проводим обследование, ставим диагнозы, назначаем лечение, при необходимости определяем показания к экстренным оперативным вмешательствам, организуем реанимационные мероприятия. Врачи нашего отделения – это многопрофильные, универсальные специалисты, которые могут регулировать состояние больного как в операционный, так и в послеоперационный период.

– По статистике, сердечно-сосудистые заболевания – первая причина смертности. Каковы показатели в отделении? Существует ли тенденция к снижению летальности?

– Действительно, практически 70% всех смертей происходят от инфарктов и инсультов, 60-70% из них от инфарктов, таким образом, это первый «убийца» среди патологий. Довольно долго показатель летальности среди больных с острым инфарктом миокарда в нашем отделении составлял около 12%. Это каждый восьмой-девятый пациент. В последние годы наметилась положительная тенденция: по отдельным категориям больных смертность снизилась до 6%. Таким образом, мы приближаемся к европейским показателям, учитывая, что на Западе гораздо лучше отлажена система доставки больных, лучше работает социальная реклама: люди информированы о том, что нужно делать в случае возникновения подозрительных симптомов. У нас практически не ведется просветительской работы с населением, особенно с людьми старших возрастных групп, а ведь пик заболеваемости приходится на 50-70 лет среди мужчин и 65-85 лет среди женщин. Хотя в последние годы в стационар все чаще попадают люди более молодого возраста.

– Какие симптомы могут сигнализировать о проблемах с сердцем?

– Основной симптом, который требует к себе пристального внимания, – это приступы болевых ощущений в грудной клетке, в области сердца, которые продолжаются в течение нескольких минут. Характер болей может быть разным: это и чувство сдавливания, и жжение, и ощущение комка. Боли сопровождаются слабостью, появлением одышки, потливостью, перебоями в работе сердца. Зачастую болевые ощущения распространяются на левую руку, лопатку, то есть на левую верхнюю четвертинку тела. При возникновении подобных симптомов необходимо, чтобы больной или его родственники срочно обратились в скорую помощь. К сожалению, во многих случаях с момента возникновения неприятных ощущений до того, как человек все-таки решает вызвать бригаду, проходят часы. Кроме того, ни для кого не секрет, что в службе скорой помощи сейчас не хватает кадров. При этом в городе достаточно сложная транспортная инфраструктура. Все это приводит к тому, что среднее время поступления пациента по Самаре составляет от четырех до шести часов. При том что теоретически больной мог попасть к нам в первые полтора-два часа. Именно это время является так называемым «золотым» часом, когда может быть оказана наиболее эффективная медицинская помощь. Размеры инфаркта миокарда зависят от срока, когда начато лечение.

– Пациенты с какими патологиями чаще всего попадают в отделение?Игорь Анатольевич Осадчий. Кандидат медицинских наук, врач высшей категории. Окончил Куйбышевский медицинский институт. С 1984 года работал врачом-ординатором в отделении анестезиологии и реанимации Самарского областного клинического кардиологического диспансера. В 2004 году возглавил отделение. Женат, воспитывает двух дочерей.

– По статистике, чаще всего к нам поступают больные с острым коронарным синдромом. Это понятие появилось в последние десять лет и объединило в себе предынфарктное состояние, непосредственное развитие острого инфаркта миокарда и его тяжелые осложнения. В год в отделение поступает около тысячи больных с подобным диагнозом. Кроме того, к нам попадают пациенты с высоким риском развития инфаркта и внезапной смерти, пациенты с начинающимися инфарктами в первые или отсроченные часы, пациенты из других отделений диспансера с ухудшением состояния, все пациенты после больших кардиохирургических вмешательств. Помимо этого, врачи отделения занимаются сложной группой больных с тромбоэмболией легочной артерии. Также наши специалисты осуществляют работу в системе санитарной авиации – мы координируем работу по острому коронарному синдрому по всей области.

– Расскажите о технологических новшествах, которые применяются в отделении. Какие существуют методы лечения больных с острой коронарной патологией?

– За последние 10-15 лет новые технологии вошли в практику и стали протокольными мероприятиями. К нам поступают мощные медикаменты – это и антитромбоцитарные препараты, и препараты, позволяющие регулировать работу сердца, усиливать сосудистый тонус. Наше отделение оснащено мониторам, которые в реальном времени отображают кардиограмму пациента, кривую его артериального давления. Благодаря современным технологиям мы имеем постоянный доступ к венозной системе больного. В стационар пришли рентгенохирургические методы исследования коронарного сердечного русла, появилась возможность выполнять раздавливание склеротических бляшек и в дальнейшем устанавливать сосудистые протезы. Коронарное стентирование применяется при лечении практически всех больных с острым инфарктом миокарда и пациентов, находящихся в предынфарктным состоянии. В год мы проводим более 600 процедур стентирования и столько же процедур коронарографии. Кроме того, в настоящее время практически нет противопоказаний к проведению больших кардиохирургических вмешательств. За последние два-три года число операций возросло вдвое. Мы стандартно работаем в две смены, в сутки выполняем как минимум четыре, при необходимости и пять, и шесть больших кардиохирургических операций. Когда я начинал, мы оперировали далеко не каждый день.

– Сколько человек у вас в подчинении? Сложно ли управлять таким коллективом?

– В отделении работает 61 человек, в том числе 14 врачей и 35 медсестер. По медицинским меркам это большой коллектив, но я бы не сказал, что им сложно управлять. Каждый специалист хорошо знает, что ему нужно делать, ведь мы работаем в протокольной системе, где большая часть действий регламентирована. С другой стороны, трудность представляют организационные моменты. Когда у тебя два дежурных врача, при этом один из них занимается санитарной авиацией, а у другого – череда вмешательств в операционной, приходится привлекать другие кадры. Наши специалисты востребованы, они зачастую дежурят в других стационарах. Все это сложно координировать, учитывая, что люди и так работают на полторы ставки.

– В отделении существует кадровый дефицит?

– Да, нам не хватает специалистов. Несмотря на то, что докторам всегда интересно работать с новыми технологиями, мы действительно испытываем недостаток в кадрах. Связано это с тем, что на плечи врачей нашего отделения ложится колоссальная нагрузка. Безусловно, везде есть своя специфика, но у нас доктор работает в чрезвычайно напряженном режиме. Отделение, как и стационар, функционирует 24 часа в сутки, семь дней в неделю. В среднем за сутки на 17 койках мы принимаем десять пациентов: проводим диагностику, лечим, стабилизируем, переводим в другие отделения. Это тяжелый процесс, который связан с большим документооборотом, ведением баз данных, вызовом консультантов других специальностей – неврологов, хирургов и так далее. В наши обязанности входит обеспечение экстренных операций. Порой за день врач может провести в операционной около шести часов, при этом с него не снимается ответственность за ведение больных.

– Приходят ли в отделение молодые врачи? Как вы оцениваете уровень их подготовки?

– В диспансере развернуты клинические кафедры, это база для интернов, студентов и врачей, которые проходят повышение квалификации. Да, молодые специалисты приходят к нам, видят, как мы работаем, учатся. Мы, в свою очередь, имеем возможность оценить, насколько молодой доктор образован, как хорошо владеет ручными навыками. Те, кто готов к самосовершенствованию, остаются в отделении. Наши врачи – это специалисты широкого профиля, владеющие знаниями в области анестезиологии, реаниматологии, кардиологии, современных заместительных медицинских технологий. Что касается подготовки молодых кадров, то в медицинском университете прикладывается очень много усилий для того, чтобы доктора были более квалифицированными, и тем не менее, молодые специалисты менее образованы, чем это было раньше. Я не знаю с чем это связано. Может быть, раньше студенты более ответственно подходили к учебе.

– Врачам отделения зачастую приходится быстро принимать решения и оказывать экстренную помощь. Как удается сохранить спокойствие в подобных ситуациях?

– В случаях, когда необходимо быстро проводить реанимацию или другие интенсивные мероприятия, никто из врачей не остается безучастным. Это стресс для специалистов. Полномасштабные реанимационные мероприятия проводит целая бригада. Бывали такие случаи, когда с одним больным одновременно работали до 15 врачей и медсестер. Конечно, в экстренных ситуациях люди волнуются, нельзя сказать, что все работают спокойно.

Фото: Фото с сайта Сardio63.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
ТОП 5
Мнение
«Бессмысленное издевательство над собой». Можно ли правильно питаться на 1000 рублей в неделю: эксперимент
Анонимное мнение
Мнение
«Всё просто — американцы делают деньги»: забугорный праздник Хэллоуин — глазами эмигрантки из Самары
Анонимное мнение
Мнение
«Териберка впечатлила меньше всего». Колонка туристки о невероятном путешествии в Мурманскую область
Серафима Путиева
Мнение
«Кринжануть, так с рофлом»: журналист изучил язык современных подростков — личный опыт автора
Сергей Уланов
Видеопродюсер NGS.RU
Мнение
«Питаться в кафе дешевле, чем дома». Как россиянка живет в «городе пенсионеров» во Вьетнаме
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления