В Тольятти сердобольные жители дома на улице Никонова ищут добровольцев, которые помогут разгрести горы мусора в одной из квартир. В помещении, где не осталось ни одного чистого уголка, где все завалено пивными бутылками, коробками, гнилью, живет слепая, парализованная 61-летняя Галина Валеева. Женщина вынуждена ползком по всему этому мусору добираться до ванной комнаты. А выгнать маргиналов, которые приходят в ее открытую квартиру устраивать попойки, она и вовсе не в состоянии. Журналисты 63.ru узнали, почему вдова сотрудника системы исполнения наказаний вынуждена находится в ужасающих условиях и как ей удается выжить в этом положении.
В квартире №32 нос щиплет от смеси едких запахов. А натюрморты из мусора, которые местами достигают двухметровой высоты, ошарашивают. Свободного места нет, ходить тоже приходится по завалам. В зале на старом ободранном диване пытается согреться одеялом и засаленной дубленкой хозяйка.
Она не жалуется на тошнотворный запах и ужасные условия. Она и вовсе не знает, насколько все загрязнено – более чем полгода она не может видеть. Бледная, апатичная она вовсе не напоминает человека, который бы хотел жить. Но все соседи знали ее другой.
– Галина, сколько я ее помню, была красивой, трудолюбивой и очень опрятной женщиной, – рассказывает 67-летняя соседка Лидия Бодрова. – Она приехала в страну ради своего мужа Аксана Валеева. Очень любила его. Он всю жизнь трудился в учреждениях системы исполнения наказаний, она подрабатывала сиделкой. Была у них и дочка была красавица. Однако в какой-то момент жизнь семьи резко изменилась.
Супруг Галины вышел на пенсию, жили душа в душу. Но в один день мужчину арестовали его бывшие коллеги. Никто из соседей до сих пор не знает причин, почему Аксан попал за решетку на восемь месяцев.
– И она пропала, – вспоминают знакомые. – Следить за собой перестала, осунулась. К ней в гости заходили какие-то друзья мужа. Она с ними часто выпивала. Смотреть на нее стало невозможно. А в марте 2016 и дочка умерла: внука 8-летнего Руслана забрали в детский дом. И Галина ослепла, а однажды не смогла и встать с постели.
Когда любимый вернулся из мест не столь отдаленных, жизнь не наладилась. Галина уже не могла работать, Аксан не успел оформить все бумаги и потерял пенсию. Супруг и начал таскать в дом все, что находил на улице: коробки, бутылки. Престарелые муж и жена сдавали вторсырье и жили на вырученные копейки. От горя мужчина стал все чаще приводить в дом друзей, выпивать, а в декабре прошлого года скончался.
Он был хозяином квартиры. Также в ней прописан несовершеннолетний внук, который уже находится в приемной семье и живет в другом регионе. А вот Галина в доме, где хранила семейный очаг, – никто. Теперь она живет не только без гражданства, но и без воды. Ресурс отключили из-за долга по коммунальным услугам – 300 тысяч рублей.
– Из-за слепоты ее квартира всегда оставалась открытой, – вспоминает Лидия Бодрова. – Дружки умершего не перестали наведываться. Более того, они приходят чаще, да еще тащат и своих знакомых. Все эти компании оставляют там дополнительный хлам.
Женщине очень повезло, соседки вовремя заметили, что Галине стало совсем плохо, и начали о ней заботиться. Кожа и кости – по другому ее состояние невозможно описать.
– Я и еще одна женщина ей готовим, – продолжает Лидия. – Хотелось бы и свалку разобрать. Однако в доме проживают в основном пенсионеры. У меня инвалидность. Чуть-чуть приберу. Но сил не хватает. Я обзвонила практически все департаменты. Даже к депутатам обращалась. Участковый не может даже этих пьянчуг прогнать. Они ведь не нарушают закон. Но в полиции ей обещали оформить гражданство – это уже что-то. Надеемся, лед тронулся...
Фото: Фото Яны Левиной