22 июня вторник
СЕЙЧАС +34°С

В табор – на родительское собрание: как в самарской школе учатся цыганские дети

9 316

Поделиться

Путь от Красного Пахаря до Мехзавода на автобусе занимает примерно десять минут. На личном авто – и того меньше. Местным жителям, наверное, сложно представить себе что-то более прозаичное, чем ежедневная поездка по этому малопримечательному маршруту. И странно подумать, что для кого-то эти 10 минут становятся настоящим путешествием – мостиком между замкнутой жизнью в цыганской общине и остальным миром.

Цыганские классы появились в Самаре около десяти лет назад: тогда за парты школы №159 сели ребята из поселка Яицкий. Но потребность в узконаправленных наборах школьников оказалась актуальной и для других частей города. В поселке Красный Пахарь есть улица Красная, где живут цыганские семьи. В 2013 году их детям тоже предоставили возможность ходить на уроки. Класс сформировали на базе мехзаводской школы №33. Выбор учебного заведения был не случайным: принять детей позволяла и территориальная доступность, и мощности школы.

Желающих пойти в первый класс оказалось довольно много – больше 20 мальчишек и девчонок разного возраста от семи до четырнадцати лет. На перевозку детей от Красного Пахаря до Мехзавода средства выделили из городского бюджета. И если с автобусом вопрос решили оперативно, то с оформлением заявлений на прием в первый класс возникли проблемы. У некоторых семей элементарно не было документов, чтобы отправить детей на тот же медосмотр. Тогда на помощь родителям пришел будущий классный руководитель Сергей Чаплушкин. Бывший военный как нельзя лучше подошел на эту должность: педагог имел большой опыт работы с людьми разных национальностей, да и приучить свободолюбивых непосед к дисциплине ему оказалось под силу. Теперь его подопечные отличаются от остальных тем, что они – чуть ли не самые вежливые ребята во всей школе: всегда пропускают вперед старших и здороваются первыми.

Но так было не всегда. Сначала некоторые новоиспеченные школьники совсем не знали русского языка. И абсолютно каждого ждал долгий процесс адаптации.

– Есть такое понятие, как федеральный компонент. Это необходимый минимум, который все дети должны осваивать в школе. Ограничить его мы не могли, но решили добавить к нему внеурочной элемент адаптации к культурным ценностям и к российскому менталитету, воспитание толерантности. Ведь для абсолютного большинства школа стала первым местом, где они напрямую контактировали с другими людьми – с русскими, татарами, представителями другими народов в Поволжья, – рассказывает директор школы №33 Евгений Подкорытников.

Кроме основной программы учитель объясняет детям суть предметов и явлений, которые им непонятны из-за скромного жизненного опыта: что такое Интернет, как он работает, почему нужно соблюдать правила дорожного движения.

Поделиться

Памятка для малышей по правилам дорожного движения

Как и положено по программе начальной школы, дети изучают русский язык, математику, чтение и даже английский.

– Деньги ребята считают вмиг, а сложить в уме 7 и 12 им уже сложнее. С теми, что постарше, сейчас учимся умножать столбиком. Такие математические задачи даются 5-6 ребятам-четвероклассникам, остальные – пока решают примеры с одной циферкой, – делится Сергей Чаплушкин.

Между собой ребята долго не могли найти общий язык – в прямом смысле слова, не понимали друг друга, поскольку, относясь к разным этническим группам цыган, говорили на разных диалектах. А когда освоились, начали и подтрунивать друг над другом, как это обычно бывает в детстве. Но к учителю ребятня относится с уважением: его любят, слушаются, для них он – негласный авторитет. Особый восторг у детей возникает, когда классный руководитель начинает разговаривать с ними по-цыгански. Язык Сергей Чаплушкин освоил специально для общения с учениками: его стол в кабинете не покидают словари и пособия по русско-цыганской коммуникации, их страницы сплошь исписаны сносками и пометками.

Поделиться

Словарик цыганского языка всегда на учительском столе

А вот мамы и папы учащихся отнеслись к преподавателю, как и ко всей идее обучения, весьма скептически. По словам директора школы, организовать в классе родительское собрание просто невозможно – никто не придет. Но и здесь нашли выход: классный руководитель сам приезжает на улицу Красную и беседует со старшими. Впрочем, не всех взрослых не особенно заботит успеваемость их отпрысков и организация учебного процесса. С домашними заданиями справляются только те, кто хорошо проявляет себя в классе, а после каникул и праздников ребята просто-напросто забывают, что надо по утрам собираться на занятия. Учителю самому приходится ехать за школьниками в поселок.

Сейчас в школе №33 учатся 56 ребят из цыганских семей: 22 – в четвертом классе, еще 25 – в третьем, девять – во втором. Первый класс в текущем учебном году не набрали из-за экономического кризиса. Вероятно, что набор 2015 года станет последним. Цыганские классы по территориальной близости будут переводить во вновь открывшуюся школу в Крутых Ключах. Кроме того, желающих перейти из младшей школы в пятый класс практически не остается. Происходит это по нескольким причинам. Во-первых, в цыганском поселке происходит регулярная ротация жителей. Семьи кочуют из региона в регион, массово переезжают в Молдавию. На новом месте обучение продолжают единицы. Во-вторых, те, кто остается в Самаре, рано начинают вести полноценную взрослую жизнь: девушек рано выдают замуж, юноши берутся за работу.

И все же школа этим детям необходима. Время, проведенное за партами, уже дало свои плоды.

– Если раньше они учились писать, механически переписывали текст, то сейчас они справляются с диктантами. Ребята могут бегло читать, без труда могут поставить подпись в документах. И ведь они освоили новый для себя язык, – рассказывает учитель.

Поделиться

Такие примеры решают ребята в четвертом классе

Порой ребята не сразу справляются с заданиями на отлично, но среди них образовался крепкий костяк учеников, которые демонстрируют неплохие успехи и на уроки ходят с немалым энтузиазмом. А главное, за время с начала учебы дети изменились: они стали смелее проявлять свои стремления к знаниям, лучше изъясняться на русском языке и активнее общаться со сверстниками.

– Сначала ребята сторонились других школьников, но сейчас у них появляются новые знакомые, они с удовольствием здороваются, разговаривают, берут друг с друга пример в одежде, иногда даже гуляют вместе, – поясняет Сергей Чаплушкин. О своих учениках классных руководитель рассказывает с большим теплом. Как и все дети, они шалят на переменке и любят подарки. А иногда, забывшись, могут назвать учителя на ты, но тут же исправляются. Но их наставник не обижается и признается: «За это время мы с ними очень подружились».

Партнёрский материал, подготовленный в рамках государственной программы Самарской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Самарской области».

Фото: Фото из архива 63.ru

На правах рекламы

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...