Процесс создания платных парковок в Самаре обернулся казусом. Мэрия еще не сделала стоянки, но уже решила ввести штрафы. Против выступили депутаты и прокуратура. Чиновники же сетуют, что без введения штрафов ни один инвестор не пойдет на строительство платных парковок. Опыт других регионов показывает, что без наказания рублем водители попросту не оплачивают пользование стоянкой.
30 рублей за час
Напомним, обустройство платных парковок в Самаре обсуждают с 2014 года. Сделать их планируют в исторической части города, а именно – в границах улиц Пионерской и Осипенко. На данный момент департамент транспорта Самары разработал проект концессионного соглашения по созданию платных парковок на территории города. Сроки запуска проекта определят по согласованию с мэром.
Представители мэрии сообщали, что методику расчета размера платы за пользование парковками уже разработали. Базовый платеж за пользование одним парковочным местом составляет 30 рублей в час. Кроме того, специалисты рассчитали дополнительные коэффициенты в зависимости от района расположения, времени суток и даты (с учетом праздничных и выходных дней).
По последним данным, мэрии удалось найти инвестора, который готов перечислять 80% от дохода в бюджет города. Но оператора выберут по итогам конкурса, в котором могут принять участие и другие фирмы. Причем провести эту процедуру глава города Олег Фурсов обещал в ближайшее время. Однако на пути создания платных парковок могут встать серьезные преграды.
Парковок нет, а штрафы для кого?
В губдуме весьма холодно восприняли предложение мэрии о введении штрафов для водителей, которые поставили на стоянку машину, но деньги в паркомат не внесли. Размеры весьма стандартные: 1000 рублей – за первое нарушение, 2000 рублей – за повторное. По задумке мэрии, выявлять недобросовестных автомобилистов должны административные комиссии районов Самары. Ее члены будут и составлять протоколы, и выносить решение о наказании.
– Постановление администрации предусматривает организацию 3790 платных парковочных мест. Конечно, охватить весь этот объем членам комиссий будет сложно. Поэтому для выявления нарушителей мы предлагаем использовать фото- и видеофиксацию. Это могут быть как стационарные камеры, так и парконы. Это автомобили, которые раз в 15 минут проезжают вдоль платных парковок и фиксируют номера машин, которые там стоят. Затем эти сведения сверяются с данными по оплате. Тут, конечно, должна быть внедрена определенная система, – заявила заместитель руководителя департамента транспорта, начальник отдела правового обеспечения Инесса Завалищина.
Во время осбуждения вопроса в губернской думе зампредседателя комитета по транспорту, автомобильным дорогам, информационным технологиям и связи Андрей Першин заявил о несовершенстве этой системы.
– У вас вообще не прописан порядок взаимодействия оператора парковки и должностных лиц, – заявил парламентарий.
А вот у представителя прокуратуры возник вопрос о своевременности введения этих штрафов. Ведь ни в Самаре, ни в других муниципалитетах Самарской области платных парковок попросту нет.
– Прежде чем вводить административную ответственность, хотелось бы вообще ознакомиться с реалиями. Я в Самаре таких парковок не наблюдала, кроме тех, что находятся в частной собственности. Хотелось бы получить ответы на следующие вопросы. Каково соотношение платных и бесплатных парковок? Сколько установят паркоматов? Какие точно участки займут? И кто будет ими пользоваться? Готово уже инвестиционное соглашение? – заявила представитель прокуратуры Самарской области Люция Салахова.
Большинство этих вопросов так и остались без ответа. И, по словам замглавы дептранса Самары, на это есть причины. По ее словам, нюансы сейчас находятся на доработке, а введение административной ответственности для водителей-нарушителей даст определенные гарантии для инвестора.
– Нам известен печальный опыт Краснодара. Там сделали парковки, а штрафы не ввели. В результате почти 90% автомобилистов, которые пользовались этими стоянками, попросту не платили. И у нас такое может произойти еще на этапе тестирования проекта. Мы пока планируем сделать парковки в историческом центре, оценить их рентабельность и пользу. Цель – разгрузить центральные улицы города, – отметила Инесса Завалищина.
Народу нужны бесплатные парковки
Тем не менее законопроект отправили на доработку. Более того, комитет сформировал комплекс рекомендаций властям Самары и других муниципалитетов региона по вопросам организации парковок. Депутаты сделали акцент на необходимость создания бесплатных мест для стоянок автомобилей.
– Подчеркиваю, именно бесплатных парковок. Все-таки мы должны заботиться о жителях, о создании комфортной среды. Чтобы мы все гордились, что живем в Самарской области. И городские, и региональные профильные ведомства должны предусматривать создание бесплатных мест для стоянки машин при планировании застройки территории, – заявила начальник отдела комитета по транспорту Ольга Панина.