Дороги модернизировали, а пробки остались. В Самаре нужно строить метро, уверен генеральный директор «ВТС Метро» Сергей Натальчук. Бизнесмен утверждает, что дело совсем не в деньгах, а в удобстве и качестве жизни в городе. Сколько лет потребуется на строительство метро до новых районов Самары? И зачем горожанам нужна станция «Самарская»? На эти и другие вопросы Сергей Натальчук ответил в интервью 63.ru.
Сергей Натальчук родился в Ленинграде. После окончания университета в 1986 году приехал в Самару на стройку метро. Сначала был мастером, затем его назначили начальником участка. В этой должности Сергей Натальчук сдал станцию метро «Алабинская». В 2002 году возглавил компанию «ВТС Метро», которая входила в ГК «Волгатрансстрой». В 2016 году организация стала самостоятельной.
— Сейчас работаете на станции метро «Алабинская». Когда она, наконец, начнет функционировать в полном режиме? Процесс все-таки уже лет десять тянется.
— Да, стройку неоднократно замораживали из-за нестабильного финансирования. Поэтому работы так и затянулись. Но теперь крайний срок — 2019 год. У нас 20 декабря заканчивается контракт. Минстрой должен объявить новые торги на заключительный этап работ на «Алабинской». Сейчас на станции действует только один тоннель. Второй — от «Российской» до улицы Полевой уже готов. Осталось завершить его обустройство, в том числе проложить рельсы, шпалы, светофоры, знаки. Этот контракт будет стоить около 750 млн рублей.
— Это, конечно, не может не радовать! Но что будет дальше? Есть вообще заинтересованность у региональных, городских властей в строительстве метро?
— Конечно, здесь очень остро стоит вопрос денег. И мы понимаем, что в той ситуации и с тем наследием, что досталось от предыдущих руководителей, новому губернатору (Дмитрий Азаров сменил на посту губернатора Николая Меркушкина в конце сентября — прим. 63.ru) потребуется время, чтобы изучить вопрос. Но не хочется терять нашу команду. Ведь около 50 человек из нашего коллектива участвовали в строительстве первой и последующих станций метро в Самаре. Мы учились делать это правильно, безопасно. Были и затопления, и смерти. Если строить метро не будут, то все специалисты разъедутся. А новой команде придется опять учиться на ошибках.
Выход из положения я вижу в том, чтобы организовать работу как в Татарстане. Там есть организация, которая подчиняется правительству республики, и строит метро. У специалистов есть стабильная работа, стабильный заработок. Да и по количеству станций Казань Самару уже обогнала. В Москве мэр понял, что за метро будущее, и сейчас там активно ведется строительство станций.
— Если говорить о продолжении строительства метро, то о какой сумме конкретно идет речь?
— Главное — определиться с планами. Сначала, конечно, нужно достроить первую линию метро. С «Алабинской» все понятно. Ее просто обязаны доделать. А вот по станцией «Самарской» ясности пока нет. Она на самом деле даст пользу городу. Станция будет располагаться рядом с Самарской площадью. А рядом — цирк, площадь Славы, театры, та самая печально известная «стена плача», да и дворец спорта хоть и не в этом году, но когда-нибудь построят. В общем жители окраин города смогут быстро доезжать по центра, гулять здесь, отдыхать и потом также быстро добираться домой.
Проект станции «Самарской» придется корректировать, чтобы не затронуть памятники архитектуры. Речь идет в том числе и о доме Маштакова, нынешний вид которого, на мой взгляд, позорит облик Самары. Тем не менее, тоннель решили прокладывать прямо под дорогой. На корректировку проекта нужно 110 млн рублей. А после получения положительного заключения госэкспертизы можно начинать строительство. Это займет три года.
— А как же вторая ветка метро? Горожанам неоднократно представляли несколько вариантов ее строительства. На чем в итоге остановились?
— Процесс строительства метро должен быть беспрерывным. Вот взялись мы за строительство «Самарской». Параллельно нужно проектировать вторую ветку метро. Начинаться она будет с пересадочной станции «Карла Маркса». Она будет находится на пересечении Карла Маркса и Гагарина, рядом с действующей «Московской». Следующей будет станция «Клиническая» на пересечении Владимирской и Карла Маркса. Затем ветку достроят до железнодорожного вокзала и протянут к Хлебной площади. Но последняя станция нужна будет только в том случае, если территория получит развитие. Например, на стрелке Волги и Самары построят что-то вроде «Диснейленда».
— Планы — глобальные! А сколько денег нужно, чтобы их осуществить?
— Одна станция и 1,5 км пути стоит в среднем 6 млрд рублей. Но ведь необязательно каждую станцию превращать в музей. Так строили в советские годы. Станция горожанам нужна для того, чтобы сесть на поезд и доехать до места назначения. Главное, чтобы пол был из гранита. Он долговечный. Стены можно не отделывать мрамором, а просто покрасить. В Финляндии, например, используют набрызг-бетон и лампы для украшения. Главное, чтобы станция была светлой и не протекала.
С учетом того, как развивается город можно после станции «Карла Маркса» протянуть метро до Революционной, Центрального автовокзала и дальше в сторону Крутых Ключей. В принципе прокладка 11 км тоннеля до развязки на пересечении Московского и Ракитовского шоссе может занять 32–36 месяцев. Ну, и, конечно, делать легкие станции надо. Осталось только добиться того, чтобы регион получил деньги на строительство метро.