Откуда берутся фейки, кто «следит» за обращениями граждан в пабликах и почему госуправленцы обязательно должны быть онлайн? Ответы дали спикеры форума «Власть. Медиа. Доверие», который прошел в Самаре 26 и 27 мая. Журналисты, блогеры, первые лица региона и медиасферы обсудили, чего ждут друг от друга, как выстроить коммуникацию на пользу аудитории и приручить соцсети.
«Информационный вакуум приводит к ситуации, которой нельзя управлять»
В день открытия первым на сцену вышел журналист и ведущий Дмитрий Губерниев. Он выступил модератором дискуссий. На первой из них обсудили, как соцсети закрывают запросы власти и интересы аудитории.
— Платформы в соцсетях — это полноценные медиа, интерес к ним огромный. Подписываюсь на правах ведущего самого популярного спортивного телеграм-канала, — отметил Дмитрий Губерниев.
Эксперты отмечают, что именно соцсети могут послужить властям оперативным и доступным каналом связи с населением и журналистами. А также способом быстро сообщать о событиях и реагировать на них. В этом смысле ситуация в регионах лучше, чем на федеральном уровне, считает журналист и глава АНО «Женский фронт» Анастасия Кашеварова.
— Если многие губернаторы — Собянин, Воробьев, Азаров — ведут прямой диалог с людьми, то есть федеральная власть иной раз создает информационный вакуум. А когда возникает информационный вакуум, начинают появляться фейки и вбросы. В ожидании официальных комментариев, которых может не быть сутки и больше, они разносятся, как лавина. Это вопрос взаимодействия со СМИ: нет общения с журналистами — нет общения с людьми, — пояснила Анастасия Кашеварова.
С ней согласна Кристина Потупчик — эксперт по репутационным рискам и кризисному PR. По ее словам, дефицит официальных данных приводит к ситуации, которой нельзя управлять. Именно он в свое время спровоцировал бум тех же телеграм-каналов: они заполняли информационный дефицит в пандемию и частичную мобилизацию.
— Власть должна понимать, к чему приводит отсутствие информации, учитывать эти риски и создавать такие каналы коммуникации, в которых бы очень оперативно выходила верифицированная информация в симпатичной упаковке, — добавила Кристина Потупчик.
Что касается регионального уровня, то 86 из 89 субъектов страны ведут официальные страницы или каналы в социальных сетях. В отличие от городов и муниципальных районов, где пока не хватает специалистов и компетенций, в регионах настроен госдиджитал — работа в интернете в интересах органов государственной власти. Сфера сформировалась буквально за последние пять лет.
— Тогда же образовалась АНО «Диалог», задачей которой стало внедрение системы «Инцидент». Она производит мониторинг обращений в Сети и маршрутизирует их, чтобы обратившийся человек получил ответ от органов власти в ближайшее время. Сейчас это в среднем 2,5–3 часа, — рассказал заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» Андрей Цепелев.
«Нельзя сформировать доверие раз и навсегда»
Основным событием форума стала дискуссионная панель «Как повысить доверие к власти: роль медиа». В ней приняли участие ведущие медиаменеджеры страны и губернатор Дмитрий Азаров.
— Честно говоря, я пришел на форум как слушатель. Мы действительно хотим понять, как в текущих условиях выстраивать коммуникации. Есть отработанные инструменты и механизмы, но формирование доверия между властью и обществом — задача перманентная, невозможно решить ее раз и навсегда. Буквально одно неосторожное слово или действие чиновника, даже оправданное с точки экономических и социальных последствий, но не объясненное людям, может всё разрушить, — прокомментировал глава региона.
Он также добавил, что именно массмедиа сейчас имеют возрастающую роль в этом вопросе. Но на новый уровень выходит не только влияние, но и ответственность.
— Любые критические события, с одной стороны, усиливают связь власти, медиа и общества, потому что появляется максимальная потребность в актуальной информации. С другой стороны, возникают сомнения с точки зрения достоверности, полноты и оперативности этой информации. Наша задача как медиа, а государства как партнера — выстроить работу так, чтобы общество получало информацию быстро и полноценно, — подчеркнул генеральный директор издательского дома «Аргументы и факты» Руслан Новиков.
Чтобы выстроить доверительные отношения в связке «власть-медиа-аудитория», госуправленцам и журналистам следует помнить о единстве задач, считают представители СМИ.
— Мы должны думать об одном и том же — о нашей аудитории, о том, как помочь ей разобраться в том, что происходит. Медиа должны побуждать власть к информированию, а власть через медиа получать обратную связь и реагировать на нее. Согласен, чиновники часто боятся ошибиться, поэтому сохраняют закрытость. Но большей ошибкой является молчание. Сложно судить об уровне доверия в Самарской области, но мы видим по отклику из наших медиа, что Самарская область — некризисный регион, здесь есть диалог, — прокомментировал президент «Шкулев Медиа Холдинг» Виктор Шкулев.
В свою очередь заместитель главного редактора медиагруппы «Комсомольская правда» Евгений Сазонов озвучил пять шагов, чтобы повысить доверие к власти. Так, управленцев призвали:
— не прятаться от людей, а вникать в их интересы и проблемы, не игнорировать журналистов, а содействовать им в получении комментариев, объяснять, что происходит, проявлять искренность и неформальность, использовать для этого все доступные информационные платформы.
— Власть и журналисты должны видеть друг друга, чтобы иметь возможность подружиться. Поэтому такие дискуссии важны, особенно после затяжной удаленки в пандемию. Настоящие открытия и решения проблем возникают, только когда люди смотрят глаза в глаза, жмут руки, общаются официально и в кулуарах. В каждой области должны задуматься о том, чтобы время от времени проводить такие форумы, приглашать журналистов и спикеров из Москвы, — добавил Евгений Сазонов.
«Нужно делать человекоориентированный контент»
Присутствие власти в новых медиа стала сквозной темой форума. Как вести страницы и каналы, рассказали во второй день медиалаборатории. Эксперты по соцсетям «подсветили» важные тренды: актуальные форматы — например, вертикальные видео и моментальные ответы в виде кружочков в Telegram, изменение механизмов — ленты превратились из хронологических в алгоритмические, обновление аудитории — рост числа пользователей 60+, миграция из ушедших соцсетей.
— Если речь идет о Telegram, нужно ответить на три вопроса. Для кого ведут канал? Будет он работать на обычных пользователей или в том числе на СМИ? Достаточно ли проанализировали другие каналы, их подачу и эффективность? Это соцсеть с молодой аудиторией и разными инструментами для креатива. Но при этом канал госоргана требует особого подхода как официальный источник с официальной информацией, — прокомментировала руководитель направления отдела развития цифровых компетенций АНО «Диалог» Дарья Цуманкова.
Что касается самого контента, важно учитывать региональную специфику: небольшой и локальной аудитории важно то, что происходит внутри нее.
— В чем феномен пабликов «Подслушано»? В том, что люди сами генерируют местный контент о том, что происходит здесь и сейчас. Поэтому нужно буквально выходить на улицу, наблюдать, общаться с людьми. Это очень благодатная тема, которая наращивает вовлеченность и на которую люди благодарно откликаются. Нужно делать человекоориентированный контент, пока это проблема региональных медиа, — заявил руководитель команды внешнего продвижения «ВКонтакте» Вячеслав Прохоров.
— Сегодня людям нужны не просто новости — они сами их найдут. Людям важно объяснение ситуации, к чему она приведет и когда закончится, — поделилась опытом руководитель отдела спецпроектов группы компаний Readovka Оксана Дякина, — Так, в самом начале СВО мы завели отдельный телеграм-канал «Readovka объясняет», который, что называется выстрелил. А позднее еще один, в котором разбираем ситуации в экономике и как они отразятся на стране.
Отметим, что первая самарская медиалаборатория «Власть. Медиа. Доверие» собрала авторов СМИ и блогов из 12 регионов. Это Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Саратовская, Пензенская, Оренбургская, Ульяновская области, Республики Удмуртия, Татарстан, Мордовия, Башкортостан и Марий Эл. Всего более 280 участников.
— Уже сейчас можно сказать, что у форума может быть большое будущее. Есть мысли о его ежегодном проведении, и мы готовы обсудить это с организаторами. Подведем итоги, проанализируем, что удалось, учтем оценки участников и заинтересованность экспертов в этом диалоге, — прокомментировал Дмитрий Азаров.