Вы бы предпочли жить там, откуда невозможно уехать, или там, где можно только поесть и переночевать? На Мехзаводе люди набиваются в автобусы, как шпроты в банки. А в Управленческом хорошо только детям и пенсионерам. Критически настроенный наблюдатель может раскритиковать в пух и прах самарские поселки Мехзавод и Управленческий, но все же местные жители очень любят их. За что?
В этом материале мы заглянем за фасады двух самарских окраин и попробуем найти ответ, какой из них лучше.
Кто первый?
История Управленческого как полноценного населенного пункта началась в 1937 году. Именно там по первоначальному решению Совнаркома должны были строить ГЭС. К началу 1940-х годов был построен комплекс для управления гидроузлом (отсюда и название места) с жилым поселком для рабочих. Однако история внесла свои коррективы: началась война, рабочая сила понадобилась для объектов поважнее ГЭС.
В итоге дамбы Управленческий никогда не увидел, но и ему нашлось применение: в него эвакуировали два завода из Киева и Москвы. Их объединили в завод имени Кирова № 145. Сейчас он входит в «ОДК-Кузнецов».
Что касается Мехзавода, то он появился с отставанием от Управленческого на год, в 1938-м. Появлением поселка мы обязаны заводу для обслуживания строительства Куйбышевского гидроузла. В истории этот факт закрепили, назвав одну из улиц поселка Гидроузловской.
В годы войны завод реформировали в Куйбышевский механический завод (отсюда название поселка) для производства самолетной бронезащиты. Сейчас это предприятие известно как АО «Салют».
И титул «курмыши» достается…
Оба поселка находятся на Красноглинском шоссе. Расстояние между ними — около 6 километров. Мехзавод построен вокруг Красноглинского и Московского шоссе.
Территория Управленческого начинается на стыке магистрали с Волжским шоссе.
Ближе к центру города расположен Мехзавод. К северу от него — ТЦ МЕГА и жилой район Крутые Ключи, к югу от него — торговые центры Metro и LETOUT, 18-й километр Московского шоссе.
Управленческий не может похвастаться такими соседями, он стоит обособленно. Но, возможно, именно поэтому он обладает чертами полноценного, самодостаточного населенного пункта. Мехзавод же многие неместные воспринимают скорее как придорожный спальный район. Плюс в Управленческом есть знаменитая на всю Самару вертолетная площадка.
На кривой кобыле
Как считают жители Мехзавода, за последние 20 лет транспортная доступность их поселка выросла в разы. Сейчас туда ходят автобусы № 1, 51, 67, 81, 145. Кроме того, от Мехзавода до города можно добраться маршрутками 1, 96, 110, 205, 210.
— Проблема в том, что раньше для многих этих маршрутов Мехзавод был стартовой точкой. А сейчас город вырос, маршруты продлили в сторону Крутых Ключей. И теперь, если ты пытаешься уехать на общественном транспорте, то велика вероятность, что перед тобой откроется переполненный автобус, где люди будут стоять на подножках, — рассказывает жительница Мехзавода Ирина.
Что насчет Управленческого, то там общественный транспорт, по мнению самих жителей, главная головная боль. Из поселка до центра ходят только два автобуса: 1-й и 50-й.
— В час пик они ездят набитые, как консервные банки, людей жалко. Плюс нам убрали все внутренние «Газели». Лишний раз в магазин не выберешься. А чтобы проехать 10 минут до того же Мехзавода надо ждать час. Так что нашим властям из Управленческого — большой привет, — передает местная жительница Лариса.
Крыша над головой
На Управе есть все виды жилого фонда. Здесь встречаются двухэтажные бараки многолетней давности и вполне пригодные хрущевки. Последние составляют большую часть жилого фонда Управленческого. Разумеется, проблемы там те же, что и во многих хрущевках.
— У меня дом 1970 года постройки. Капремонта ни разу не было. Нас и проливало, и ручьи текли, в подъезде всё со стен отваливалось, — рассказывает жительница Управленческого Валентина Смирнова.
Есть на Управе и многоэтажки конца 1990-х — 2000-х. Есть новостройки, например, ЖК «Жигулевская долина» на улице 8 Марта.
Кроме того, в поселке есть частный сектор. Он тоже представлен в двух видах: старенькие домики, похожие на деревенские, и элитный коттеджный сектор «Жигулевская долина» за закрытыми воротами, куда не допускают посторонних.
На Мехзаводе же найти здания в 10 этажей можно только на одном пятачке. У жителей поселка даже есть свой топоним для этого места — Девятиэтажки. Дело в том, что в этих домах первые этажи сданы под магазины и тому подобное, а жилыми остаются только 9 этажей.
Большая часть Мехзавода являет собой лабиринт домов из разных эпох Советского Союза: двухэтажные «сталинки», как обшарпанные, так и отреставрированные, хрущевки, видавшие виды многоэтажные дома 20–30-летней давности.
— Я живу в доме, которому около 30 лет. Он уже морально подустал. Есть проблемы с трубами, есть проблемы с кровлей. Мы наблюдаем где-то налет на побелке то ли от пыли, то ли от чего-то еще из вентиляции. Вода, которую мы набираем из-под крана для чайника, оставляет очень сильный налет. Поэтому мы перешли на покупную воду. При этом многое зависит от управляющей компании, — рассказывает жительница Мехзавода.
Можно подумать, что Управленческий выигрывает, но у Мехзавода есть карта «джокер». Это микрорайон Новая Самара. Группа высотных новостроек стоит особняком и занимает 1-й квартал Мехзавода.
Край криминала?
Не секрет, что слово «окраина» у многих ассоциируется с неблагополучными, опасными местами. Но таковы ли Мехзавод и Управленческий? Жители обоих поселков так не считают.
— У нас ходить поздно вечером нестрашно. Освещение есть. Пьяниц и наркоманов не видела. Наверное, я не в тех местах гуляю, — рассказывает жительница Управленческого Елена Транцева.
— У нас есть места, которые я стараюсь обходить. Там у нас скопления алкоголиков. Конечно, бывает, то сумку ночью вырвут, то шпана какая-нибудь нападет. Но не больше, чем везде. У нас много мигрантов. Но они ведут себя прилично, работают, — говорит уроженка Мехзавода Ольга Кузнецова.
Быт или не быт?
Собственно, описанная ранее проблема переполненного транспорта в обоих поселках связана с тем, что основная масса местных ездит на работу в город. Да, и на Управе, и в Мехзаводе есть мощные индустриальные предприятия. Но в постиндустриальную эпоху на заводах свет клином не сошелся.
Небольшие магазинчики и торговые ряды в обоих поселках найти несложно.
В Управленческом есть несколько торговых центров, а в Мехзаводе — одноименный рынок.
На учреждения образования и здравоохранения жители поселков не жалуются. Речь идет как о состоянии зданий, так и о качестве услуг. Правда, Управленческий выделятся тем, что на его территории есть так называемая загородная школа под названием «Кантри Скул».
А молодым не скучно?
Кроме того, даже с современным сумасшедшим ритмом жизни между работой и сном остается свободное время. Как же организован досуг в поселках?
В Управленческом можно просто хорошо походить, особенно по главной улице поселка: улице Сергея Лазо. Большие разноцветные клумбы, ухоженные газоны.
На первых этажах хрущевок размещены салоны красоты, кафе, маникюрные салоны и даже магазины вейпов с кальянными.
Для молодежи на Управе есть киберклуб, а для семейного отдыха — Сквер имени Кузнецова с заповедником.
К Мехзаводу же скорее применимо слово «незатейливый». Дворы обустроены достаточно хорошо, но скромно.
На улицах магазины крупных сетей и салоны премиум-класса встречаются редко. Как таковых локаций для молодежи нет, разве что сквер «Октябрь».
Для подростков там есть спортивные площадки и небольшой скейт-парк.
А еще там же можно увидеть вот такие инсталляции.
В обоих поселках есть большой ДК. В программах: показы детских фильмов и мультфильмов, выставки, концерты местных творческих коллективов.
Впрочем, всё равно понятно, что окраинный поселок не может полностью заменить для молодого человека всё, что есть в центре большого города.
— Как говорит мой сын, здесь хорошо детям и пенсионерам. А вот тем, кто посередине… У меня дети уже взрослые, живут в городе, — говорит жительница Управленческого Елена Транцева.
Спросим мнение третьей стороны
Также мы попросили проанализировать оба поселка профессиональному риелтору. Вот что считает гендиректор агентства по недвижимости Дария Саурова:
— Как у застройщиков, так и покупателей более популярен Мехзавод. Основная причина — Новая Самара. Благодаря этому в Мехзаводе больше предложений по первичному жилью. Я считаю его более перспективным.
Что касается рынка вторички, то он более активен в Управленческом. При этом цены на жилье и там, и там примерно одинаковы.
Я считаю, что в Управленческом покупательский спрос на новое жилье не удовлетворен. Но если девелоперы займутся развитием поселка, то и там их усилия воздадутся. Местные жители любят свой район и будут рады приобрести в нем новое жилье себе или своим детям.
А вы как считаете, какой из поселков более комфортен для жизни?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.