По новым условиям значительно увеличено вознаграждение для наставников и расширен круг работников, которые могут ими быть. Задача программы — обеспечить вновь принятым работникам, а также переведенным на другой участок работы особое внимание от более опытных товарищей и непосредственного руководителя, способствовать их комфортной адаптации на новом рабочем месте.
Система наставничества работает на АВТОВАЗе с момента создания предприятия. Она постоянно развивалась, дополнялась, чтобы соответствовать духу времени и тем задачам, которые стояли перед предприятием.
Зачем нужен наставник?
На этот простой вопрос есть сразу несколько ответов. Новичку необходимо оказать помощь в адаптации в коллективе; в обретении необходимых производственных контактов; в освоении важных профессиональных навыков. Наставник познакомит своего подопечного с организационной структурой его подразделения, функциональными и обеспечивающими службами, правилами внутреннего трудового распорядка. И наконец, наставник ознакомит новичка с корпоративными ценностями АВТОВАЗа. Это очень важно, ведь Волжский автомобильный завод — это большая семья со славной историей и сложившимися принципами. Поэтому наставниками на АВТОВАЗе становятся наиболее квалифицированные и опытные работники, обладающие высокими профессиональными и моральными качествами.
Наставничество как процесс
Один из менеджеров как-то сказал: если у вас нет плана на бумаге, то плана у вас нет. Процесс наставничества на АВТОВАЗе организован серьезно, поэтому каждый наставляемый адаптируется и профессионально развивается по собственному, персональному плану. Однако чтобы составить такой план, необходима кропотливая предварительная работа. Определяется потребность в наставничестве — зачастую на АВТОВАЗ возвращаются прежние сотрудники, для которых нет нужды в полном цикле программы. В зависимости от подготовленности новичка определяется продолжительность наставничества — кто-то на заводе уже работал, а кто-то, учась в институте, проходил здесь производственную практику. И только потом определяется наставник, который и готовит для своего подопечного персональный план.
По сложившейся на АВТОВАЗе практике период прохождения процесса наставничества у сотрудников массовых рабочих специальностей составляет 3 месяца, а для новичков станкоинструментальных профессий — 6 месяцев.
Те же полгода длится период наставничества для вновь принятых руководителей, специалистов и служащих, а также для трудоустроенных студентов и выпускников вузов.
Главное в процессе наставничества — это индивидуальный подход к каждому принятому на АВТОВАЗ сотруднику, чуткое к нему отношение со стороны закрепленного куратора.
Наставник — не просто звучит гордо
К наставникам всегда относились трепетно, осознавая, какие важные задачи они решают. Это снижение текучести кадров за счет быстрой адаптации новых сотрудников; решение вопросов подготовки кадров нужной квалификации; совершенствование системы деловых связей и многое-многое другое. Потому на АВТОВАЗе приняты, действуют и постоянно дополняются нормативные акты, посвященные процессу наставничества. В них не только сроки, схемы и регламенты, но и меры поддержки специалистов, принявших на себя бремя наставничества: ежемесячные надбавки к заработной плате, годовые бонусы, если наставляемый закрепился на предприятии, и другие меры стимулирования.
В течение календарного года за одним наставником может быть закреплено не более 2 наставляемых. В особых случаях данное количество может быть увеличено. Перечень профессий / должностей, по которым осуществляется наставничество, утверждается директором производства / дирекции / службы на один календарный год. По окончании наставничества наставник осуществляет сопровождение наставляемого, продолжая оказывать содействие в решении производственных и социальных вопросов в течение девяти месяцев по рабочим специальностям, среди рабочих, специалистов и служащих — в течение шести месяцев.
Наставнику производится ежемесячная доплата в размере 7500 рублей за каждого наставляемого. Если наставляемый продолжает работать в структурном подразделении по профессии / должности, по которой в отношении него осуществлялось наставничество, и при отсутствии дисциплинарных взысканий у наставника и/или наставляемого, наставнику по окончании сопровождения выплачивается единовременная премия за результативность в размере 67 500 рублей за каждого наставляемого среди рабочих и 45 000 рублей, соответственно, среди РСиС и рабочих станкостроительных профессий, где наставничество длится 6 месяцев. Таким образом, по итогам наставничества и сопровождения за каждого наставляемого наставник может получить до 90 000 рублей в год.
Институт наставничества на АВТОВАЗе эффективно работает и востребован. Это неудивительно, учитывая заинтересованность руководства предприятия в серьезном расширении модельного ряда и запланированного роста объемов производства автомобилей бренда LADA. Здесь без притока новых кадров явно не обойтись. И чем скорее каждый пришедший на АВТОВАЗ работник адаптируется, обретет необходимые навыки и опыт, тем реальней станут планы возвращения предприятия на прежние высоты автомобильного рынка в России.
Стань частью команды АВТОВАЗа!
Тольятти, Южное шоссе, 36;
управление кадров, кабинет 119-й;
звони: (8482) 64-64-64;
пиши: personal@vaz.ru.